Что такое viewport. Мнение подобно костям -у каждого свои
→ CSS адаптация устройства через @viewportКогда мы хотим настроить окно браузера на нашем устройстве, мы, как правило, используем HTML тег . Однако, как ни странно, мета-тег не является «нормативным» — его нет в официальном стандарте W3C.
Мета-тег viewport был впервые внедрён компанией Apple в iPhone, а затем и другими поставщиками браузеров. Сегодня он широко используется благодаря популярности iOS, Android и других платформ для планшетов и смартфонов.
Так как мета-тег viewport предназначен исключительно для настройки разметки, можно сказать, что он по праву относится к CSS. Именно поэтому W3C стремится стандартизировать новый метод адаптации, при котором управление окном переносится из HTML в CSS.
CSS правило @viewport
С новым правилом @viewport мы имеем то же самое управление окном, что и с мета-тегом, за исключением того, что такое управление осуществляется исключительно через CSS. Также как и при использовании мета-тега, рекомендуется устанавливать ширину окна браузера, используя не зависимую от устройства device-width:
@viewport { width: device-width; }
На сегодняшний день @viewport используется программистами для “snap mode” в IE10 – функция Windows 8, позволяющая работать в мультиоконном режиме. Как ни странно, IE10 игнорирует мета-тег, если размер окна менее 400 пикселей, что приводит к невозможности оптимизации сайтов, использующих этот мета-тег, к таким маленьким окнам. Чтобы это исправить, программисты должны использовать упомянутый выше параметр device-width , или определить правило @viewport в медиа-запросе.
Использование @viewport в медиа-запросах
Мы можем использовать @viewport в медиа-запросах. Например, следующий медиа-запрос используется для настройки разметки окна шириной менее 400 пикселей (например, мультиоконный режим в IE10) на ширину 320 пикселей.
@media screen and (max-width: 400px) @-ms-viewport { width: 320px; } ... }
В данном примере, если устройство настроено на диапазон разрешения от 640 до 1024 пикселей, правило @viewport масштабирует окно до 640 пикселей.
@media screen and (min-width: 640px) and (max-width: 1024px) { @viewport { width: 640px; } ... }
Новые дескрипторы @viewport
Несмотря на то, что мы можем управлять функцией увеличения и масштабирования, некоторые свойства viewport – или как их сейчас называют «дескрипторы» - всё же изменились.
zoom
Дескриптор zoom – это эквивалент initial-scale в мета-теге. Также как и minimum-scale и maximum-scale , существуют дескрипторы для max-zoom и min-zoom:
@viewport { width: device-width; zoom: 2; }
user-zoom
Дескриптор user-zoom эквивалентен параметра user-scalable
@viewport { width: device-width; user-zoom: fixed; }
Поддержка браузерами
На сегодняшний день css правило @viewport поддерживается только Opera и IE10. Похоже на то, что скоро Chrome и другие браузеры будут его внедрять, т.к. ожидается, что вскоре данный мета-тег станет новым официальным веб-стандартом.
Пока что к правилу @viewport необходимо добавлять вендорный префикс:
@-ms-viewport { width: device-width; } @-o-viewport { width: device-width; } @viewport { width: device-width; }
Конечно же, нам до сих пор необходимо включать мета-тег viewport в html страницу, т.к. в ближайшее время он никуда не денется. Но уже не так страшно смотреть в будущее – добавление правила @viewport всего лишь делает наши сайты и приложения future-friendly.
Последнее обновление: 31.10.2015
Очевидно, что размеры экрана мобильных устройств ставят перед нами одну из наиболее важных проблем при создании сайта для мобильных устройств. В данном случае избежать этой проблемы нам поможет тег Viewport. Возьмем, к примеру, следующую разметку:
Это обычный сайт
Запустив данную страничку в эмуляторе Opera Mobile, получим следующую картину:
Используя масштабирование, пользователь может наконец-то увидеть, что же там все таки написано. Однако это не очень удобно. При этом сайт страница имеет много пустого места, что не очень красиво.
Почему так происходит? Дело в том, что каждый мобильный браузер задает странице некоторые начальные размеры и потом пытается приспособить под размеры экрана текущего мобильного устройства.
Вся видимая область на экране браузера описывается понятием Viewport . По сути viewport представляет область, в которую веб-браузер пытается "впихнуть" веб-страницу. Например, браузер Safari на iPone и iPod определяет ширину viewport по умолчанию равной 980 пикселям. Затем, получив страницу с сервера и вписав в viewport с шириной 980 пикселей, браузер сжимает ее до размеров мобильного устройства. Например, если ширина экрана смартфона составляет 320 пикселей, то до этого размера потом будет сжата страница. И ко всем элементам страницы будет применен коэффициент масштабирования, равный 320/980.
Почему в данном случае используется именно 980 пикселей, а, скажем, не реальный размер экрана? Все дело в том, что по умолчанию браузер считает, что каждая веб-страница предназначена для десктопов. А обычной шириной десктопного сайта можно считать 980 пикселей.
При этом для каждого браузера устанавливается своя ширина области viewport, необязательно 980 пикселей, например, IE поддерживает в качестве начальной ширины 1024 пикселя. Но общая картина будет та же.
Чтобы избежать подобной не очень приятной картины, следует использовать метатег viewport. Использование этого метатега во многом даст понять браузеру, что он имеет дело не с десктопной страницей, а предназначенной в том числе и для мобильных устройств.
Общее объявление метатега следующее:
В атрибуте content мета-тега мы можем определить следующие параметры:
Параметр | Значения | Описание |
Принимает целочисленное значение в пикселях или значение device-width | Устанавливает ширину области viewport |
|
Принимает целочисленное значение в пикселях или значение device-height | Устанавливает высоту области viewport |
|
Задает коэффициент масштабирования начального размера viewport. Значение 1.0 задает отсутствие масштабирования |
||
Указывает, может ли пользователь с помощью жестов масштабировать страницу |
||
Число с плавающей точкой от 0.1 и выше | Задает минимальный масштаб размера viewport. Значение 1.0 задает отсутствие масштабирования |
|
Число с плавающей точкой от 0.1 и выше | Задает максимальный масштаб размера viewport. Значение 1.0 задает отсутствие масштабирования |
Теперь изменим предыдущий пример веб-страницу, использовав метатег:
Это обычный сайт
Веб-страничка определенно выглядит лучше благодаря использованию метатега viewport. Используя параметр width=device-width мы говорим веб-браузеру, что в качестве начальной ширины области viewport надо считать не 980 пикселей или какое-то другое число, а непосредственную ширину экрана устройства. Поэтому затем веб-браузер не будет проводить никакого масштабирования, так как у нас ширина viewport и ширина одинаковы.
Мы также можем использовать другие параметры, например, запретить пользователю масштабировать размеры страницы:
Статья, в которой познакомимся с метатегом viewport. Рассмотрим, какие значения может принимать атрибут content данного метатега, а также как его настроить для адаптивного и фиксированного сайта.
Что такое viewport?
Viewport - это видимая пользователю область веб-страницы. Т.е. это то, что может увидеть пользователь, не прибегая к прокрутке.
Размеры этой области определяются размером экрана устройства. Самую маленькую область просмотра (viewport) имеют смартфоны, размеры экранов которых колеблются от 4" до 6". А самую большую - мониторы компьютеров, размеры диагоналей которых могут превышать 24".
До появления смартфонов и планшетов, веб-страницы в основном просматривались на экранах компьютерах. Viewport этих экранов хоть и отличался, но не настолько сильно. Для создания сайтов до появления мобильных устройств в основном использовалась фиксированная или резиновая (гибкая) разметка.
После того, как появились смартфоны и планшеты, viewport одних устройств стал сильно отличаться от viewport других устройств . Это привило к тому, что сайты, созданные для компьютеров, стало невозможно или затруднительно просматривать на смартфонах. Выходом из этой ситуации послужило появление адаптивной разметки. Адаптивная - это такая разметка, которую можно настроить под различные размеры экранов. Осуществляется создание адаптивной разметки с помощью медиа запросов, которые появились в спецификации CSS3 и в настоящий момент поддерживаются всеми основными браузерами.
Но и у адаптивной разметки появились проблемы после того как появились смартфоны с высокой плотностью пикселей и, следовательно с высоким разрешением. Чтобы более детально разобраться в этой ситуации рассмотрим следующий пример, в котором сравним 2 устройства.
Первое устройство - это смартфон Apple iPhone 3 (диагональ 3.5"). Данный телефон не имеет высокую плотность пикселей. У данной модели она составляет 163ppi (меньше 200ppi). Физическое разрешение данного смартфона составляет 320x480. Такое разрешение соответствует диагонали, если его сопоставить с разрешением мониторов настольных устройств (компьютеров). Т.е. на веб-странице этого смартфона, текст, выполненный размером 16px, будет также хорошо читаемым как на мониторе компьютера.
Второе устройство - это смартфон Apple iPhone 4. Он имеет диагональ такую же как у смартфона Apple iPhone 3, т.е. 3.5". Но отличается от него тем, что имеет высокую плотность пикселей (326ppi). Следовательно, более высокое разрешение - 640x960 при тех же размерах экрана. Это приведёт к тому, что тот же самый текст и остальные объекты веб-страницы будут выглядеть в нём при тех же условиях в 2 раза меньше. Таким образом, текст будет реально выглядеть на 8px. Такая страница будет уже трудночитаемой. Чтобы сделать эту страницу пригодной для чтения, её представление необходимо увеличить в горизонтальном и вертикальном направлении в 2 раза (отмасштабировать).
Назначение метатега viewport
Метатег viewport был разработан компанией Apple для того, чтобы указывать браузерам на то, в каком масштабе необходимо отображать пользователю видимую область веб-страницы. Другими словами meta viewport предназначен для того, чтобы веб-страницы отображались (выглядели) правильно (корректно) на смартфонах, планшетах и других устройствах с высокой плотностью пикселей (>200ppi). Данный метатег предназначен в большой степени для адаптивных сайтов, но с помощью него можно улучшить представления веб-страниц, имеющих фиксированную или гибкую разметку.
Добавление meta viewport к веб-странице
Метатег viewport, как уже было отмечено выше, в большой степени предназначен для адаптивной разметки. Поэтому начнём рассмотрение именно с неё.
Настройка meta viewport для адаптивных веб-страниц
Включение поддержки тега meta viewport для адаптивных сайтов осуществляется посредством добавления всего одной строчки в раздел head веб-страницы:
Атрибут name предназначен для того чтобы указать браузеру, какую именно информацию о странице хотим ему сообщить. В данном случае эта информация касается viewport.
Контент (содержимое) этих сведений указывается в качестве значения атрибута content посредством пар ключ-значение, разделённых между собой запятыми.
Для адаптивного дизайна значения атрибута content viewport должно определяться 2 параметрами:
- width=device-width
- initial-scale=1
Рассмотрим каждый из них более подробно.
Первый параметр (width=device-width) отвечает за то, чтобы ширина видимой области веб-страницы равнялась CSS ширине устройству (device-width). Данная ширина (CSS) - это не физическое разрешение экрана. Это некоторая величина независящая от разрешения экрана. Она предназначена для того, чтобы мобильный адаптивный дизайн сайта отображался на всех устройствах одинаково независимо от их плотности пикселей экрана.
Например, смартфон iPhone4 с физическим разрешением 640x960 имеет CSS разрешение 320x480. Это означает то, что сайт с метатегом viewport (width=device-width) на этом устройстве будет выглядить так как будто бы это устройство имеет разрешение 320x480 (в данном случае вместо device-width будет подставляться значение 320px). Т.е. на один CSS пиксель будет приходиться 4 физических пикселя (2 по горизонтали и 2 по вертикали).
Как же определить какое CSS разрешение будет иметь тот или иной экран устройства?
Определяется оно в зависимости от того какую экран имеет плотность пикселей. Если экран имеет плотность меньше 200ppi, то CSS-разрешение будет равно физическому. Если экран имеет плотность пикселей от 200 до 300 (ppi), то CSS-разрешение будет в 1.5 раза меньше физического. А если экран имеет плотность более 300ppi, то CSS разрешение будет определяться делением физического разрешения на некоторый коэффициент. Данный коэффициент определяется по формуле плотность/150ppi с округлением обычно до 2, 2.5, 3, 3.5, 4 и т.д.
Рассмотрим несколько примеров:
- Apple iPhone 3: физическое разрешение 320x480, плотность пикселей - 163ppi. Плотность пикселей меньше 200, следовательно, CSS коэффициент равен 1. CSS разрешение будет равно физическому, т.е. 320x480.
- Apple iPhone 6: физическое разрешение 750x1344, плотность пикселей - 326ppi. Плотность пикселей больше 300, следовательно, CSS коэффициент будет равен 326/150=2 (2.2 округляем до 2). CSS разрешение будет равно 375x667.
- LG G4: физическое разрешение 1440x2560, плотность пикселей - 538ppi. Плотность пикселей больше 300, следовательно, CSS коэффициент будет равен 538/150=4 (3.6 округляем до 4). CSS разрешение будет равно 360x640.
- Galaxy S3 mini: физическое разрешение 480x800, плотность пикселей - 233ppi. Плотность пикселей больше 200, следовательно, CSS коэффициент будет равен 1.5. CSS разрешение будет равно 320x533.
- Galaxy S5: физическое разрешение 1080x1920, плотность пикселей - 441ppi. Плотность пикселей больше 300, следовательно, CSS коэффициент будет равен 441/150=3. CSS разрешение будет равно 360x640.
Второй параметр initial-scale - устанавливает первоначальный масштаб веб-страницы. Значение 1 означает то, что масштаб равен 100%.
meta viewport и не адаптивные страницы
Если сайт не имеет адаптивный дизайн, то его представление на экране смартфона тоже можно улучшить.
Например, можно сделать так чтобы ширина страницы масштабировалась под ширину устройства (если ширина макета больше CSS ширины). Но учтите, что масштабирование работает только в разумных пределах.
Осуществляется это тоже с помощью установления параметру width значения device-width . Т.е. для не адаптивных сайтов в раздел head необходимо добавить следующую строчку:
Масштабирование неадаптивного дизайна под размер устройства (смартфона)
Кроме того, разработчики браузеров позаботились даже о тех, кому трудно добавить эту строчку. В этом случае экран устройства будет по умолчанию иметь CSS ширину, равную 980px. Это позволит отобразить без прокрутки (по ширине) большинство десктопных макетов сайтов.
Если же необходимо фиксированный сайт отобразить в браузере мобильного устройства в обычном масштабе (не уменьшенном), то необходимо использовать следующий вид метатега viewport:
Дополнительные параметры meta viewport
Кроме основных параметров, тег meta viewport содержит много других.
Вот некоторые из них:
- minimal-scale - задаёт минимальный масштаб;
- maximal-scale - устанавливает максимальный масштаб;
- user-scalable - указывает, может ли пользователь управлять масштабом или нет.
Примеры viewport с использованием дополнительных параметров:
Is the area of the window in which web content can be seen. This is often not the same size as the rendered page, in which case the browser provides scrollbars for the user to scroll around and access all the content.
Narrow screen devices (e.g. mobiles) render pages in a virtual window or viewport, which is usually wider than the screen, and then shrink the rendered result down so it can all be seen at once. Users can then pan and zoom to see different areas of the page. For example, if a mobile screen has a width of 640px, pages might be rendered with a virtual viewport of 980px, and then it will be shrunk down to fit into the 640px space.
This is done because many pages are not mobile optimized, and break (or at least look bad) when rendered at a small viewport width. This virtual viewport is a way to make non-mobile-optimized sites in general look better on narrow screen devices.
Enter viewport meta tag
However, this mechanism is not so good for pages that are optimized for narrow screens using media queries - if the virtual viewport is 980px for example, media queries that kick in at 640px or 480px or less will never be used, limiting the effectiveness of such responsive design techniques.
To mitigate this problem, Apple introduced the "viewport meta tag" in Safari iOS to let web developers control the viewport"s size and scale. Many other mobile browsers now support this tag, although it is not part of any web standard. Apple"s documentation does a good job explaining how web developers can use this tag, but we had to do some detective work to figure out exactly how to implement it in Fennec. For example, Safari"s documentation says the content is a "comma-delimited list," but existing browsers and web pages use any mix of commas, semicolons, and spaces as separators.
Learn more about viewports in different mobile browsers in A Tale of Two Viewports at quirksmode.org.
Viewport basics
A typical mobile-optimized site contains something like the following:
The width property controls the size of the viewport. It can be set to a specific number of pixels like width=600 or to the special value device-width , which is the width of the screen in CSS pixels at a scale of 100%. (There are corresponding height and device-height values, which may be useful for pages with elements that change size or position based on the viewport height.)
The initial-scale property controls the zoom level when the page is first loaded. The maximum-scale , minimum-scale , and user-scalable properties control how users are allowed to zoom the page in or out.
A pixel is not a pixel
In recent years, screen resolutions have risen to the size that individual pixels are hard to distinguish with the human eye. For example, recent smartphones generally have a 5-inch screens with resolutions upwards of 1920-1080 pixels (~400 dpi). Because of this, many browsers can display their pages in a smaller physical size by translating multiple hardware pixels for each CSS "pixel". Initially this caused usability and readability problems on many touch-optimized web sites. Peter-Paul Koch wrote about this problem in A pixel is not a pixel .
On high dpi screens, pages with initial-scale=1 will effectively be zoomed by browsers. Their text will be smooth and crisp, but their bitmap images will probably not take advantage of the full screen resolution. To get sharper images on these screens, web developers may want to design images – or whole layouts – at a higher scale than their final size and then scale them down using CSS or viewport properties. This is consistent with the CSS 2.1 specification , which says:
If the pixel density of the output device is very different from that of a typical computer display, the user agent should rescale pixel values. It is recommended that the pixel unit refer to the whole number of device pixels that best approximates the reference pixel. It is recommended that the reference pixel be the visual angle of one pixel on a device with a pixel density of 96dpi and a distance from the reader of an arm"s length.
For web developers, this means that the size of a page is much smaller than the actual pixel count and browsers may size their layouts and images accordingly. But remember that not all mobile devices are the same width; you should make sure that your pages work well in a large variation of screen sizes and orientations.
The default pixel ratio depends on the display density. On a display with density less than 200dpi, the ratio is 1.0. On displays with density between 200 and 300dpi, the ratio is 1.5. For displays with density over 300dpi, the ratio is the integer floor(density /150dpi). Note that the default ratio is true only when the viewport scale equals 1. Otherwise, the relationship between CSS pixels and device pixels depends on the current zoom level.
Viewport width and screen width
Sites can set their viewport to a specific size. For example, the definition "width=320, initial-scale=1" can be used to fit precisely onto a small phone display in portrait mode. This can cause problems when the browser doesn"t render a page at a larger size. To fix this, browsers will expand the viewport width if necessary to fill the screen at the requested scale. This is especially useful on large-screen devices like the iPad. (Allen Pike"s Choosing a viewport for iPad sites has a good explanation for web developers.)
For pages that set an initial or maximum scale, this means the width property actually translates into a minimum viewport width. For example, if your layout needs at least 500 pixels of width then you can use the following markup. When the screen is more than 500 pixels wide, the browser will expand the viewport (rather than zoom in) to fit the screen:
Other that are available are minimum-scale , maximum-scale , and user-scalable . These properties affect the initial scale and width, as well as limiting changes in zoom level.
Not all mobile browsers handle orientation changes in the same way. For example, Mobile Safari often just zooms the page when changing from portrait to landscape, instead of laying out the page as it would if originally loaded in landscape. If web developers want their scale settings to remain consistent when switching orientations on the iPhone, they must add a maximum-scale value to prevent this zooming, which has the sometimes-unwanted side effect of preventing users from zooming in:
Suppress the small zoom applied by many smartphones by setting the initial scale and minimum-scale values to 0.86. The result is horizontal scroll is suppressed in any orientation and the user can zoom in if they want to.
Common viewport sizes for mobile and tablet devices
If you want to know what mobile and tablet devices have which viewport widths, there is a comprehensive list of . This gives information such as viewport width on portrait and landscape orientation as well as physical screen size, operating system and the pixel density of the device.
Specifications
Specification | Status | Comment |
---|---|---|
CSS Device Adaptation The definition of "" in that specification. |
Working Draft | Non-normatively describes the Viewport META element |
There is clearly demand for the viewport meta tag, since it is supported by most popular mobile browsers and used by thousands of web sites. It would be good to have a true standard for web pages to control viewport properties. As the standardization process proceeds, we at Mozilla will work to keep up to date with any changes.
Я уверен, что многие используют мета-тег Viewport для масштабирования дизайна, но знаете ли вы, что этот тег также может быть очень полезен для мобильных устройств? Если у вас нет времени, чтобы преобразовать ваш проект, тем не менее, вам следует прочитать эту статью о том, как использовать тег Viewport для улучшения внешнего вида вашего проекта на мобильных устройствах.
Главное использование тега Viewport
Viewport мета-тег, как правило, используется для масштабирования дизайна, чтобы установить ширину и высоту окна на мобильных устройствах. Ниже приведен пример тега Viewport.
< meta name = "viewport" content = "width=device-width, initial-scale=1.0" > |
Использование тега Viewport для сайтов, не рассчитанных под мобильные устройства.
Как вы знаете, по умолчанию ширину окна просмотра на iPhone является 980px. Но ваш дизайн может не поместиться в этом диапазоне. Он может быть шире или уже. Ниже приведены два примера, где Вы можете использовать эти теги для улучшения отображения вашего сайта на мобильных устройствах.
Пример
На скриншоте слева показывается, как сайт будет выглядеть без тега. Как вы можете видеть, страница касается обеих сторон. Веб-мастер добавил Viewport тег, чтобы задать ширину окна 1024px, поэтому он оставляет некоторый запас пространства на левой и правой сторонах.
< meta name = "viewport" content = "width=1024" > |
Другой пример.
Если ваш проект является слишком узким, это может также вызвать проблемы. Допустим, ширина контейнера вашего дизайна 700px, и это не правильно, это будет выглядеть как на скриншоте слева, где есть большое пустое пространство справа.
Вы можете просто исправить это, установив ширину окна в 720px. Ширина вашего дизайна не меняется, но iPhone будет масштабировать, чтобы поместиться в 720px.
< meta name = "viewport" content = "width=720" > |
Распространенная ошибка
Распространенной ошибкой является то, что люди часто добавляют initial - scale = 1 на не отвечающий размерам дизайн. Это делает страницу в масштабе 100% без масштабирования. Если ваш проект не помещается на экран, пользователям придется уменьшить масштаб, чтобы увидеть полную страницу. Еще хуже, когда объединяют user - scalable = no или maximum - scale = 1 с initial - scale = 1 . Это будет отключать возможность масштабирования. Пользователи не имеют возможности уменьшить размер страницы, чтобы увидеть ее.