Информационно-коммуникационная технология. ИКТ-технологии

Мариам Папикьянц
Использование ИКТ в профессиональной деятельности

Использовании ИКТ в профессиональной деятельности

Современное общество живет в мире постоянного умножения потока информации, которая каждые несколько лет практически удваивается. Не утонуть в этом информационном море, а точно ориентируясь решать практические задачи, человеку помогает компьютер. «Завтра» наших детей – это информационное общество. С каждым годом современные информационные технологии все плотнее входят в нашу жизнь. Поэтому, дошкольное образовательное учреждение, как носитель культуры и знаний, также не может оставаться в стороне. Поэтому информационно - коммуникационные технологии (ИКТ) используются мною для повышения эффективности образовательного процесса.

На протяжении всей педагогической деятельности в своей работе регулярно использую информационно-коммуникативные технологии. Информационно-коммуникативные технологии способствуют лучшему усвоению материала, помогают в игровой, сказочной форме изучить необходимый материал. Кроме того информационно-коммуникативные технологии способствуют повышению познавательного интереса, активизируют мыслительную деятельность детей .

В подготовке к занятиям, при поиске материала регулярно использую ресурсы интерната , где представлено множество педагогических технологий, опытов работы воспитателей, разнообразнейший наглядный, музыкальный и видеоматериалы.

Использование ИКТ , в процессе проведения занятии : --- «Соберу букет для милой мамочки на праздник» , позволяют воспитанникам в яркой, интересной форме рассматривать понятия и определения, видеть объекты занятий в видеороликах и на фотографиях, закреплять материал в интересной форме, что способствует чёткому восприятию материала по той или иной теме.

Мною проведены открытые просмотры для педагогов МБДОУ№1 с использованием ИКТ : «Воздушные шарики для клоуна» ; «Мамы и их детки» , «Овощи» , «Чудесный мешочек Бабушки-Забавушки» в которых современные информационно-коммуникативные технологии использовались в полной мере . На круглом столе мною была представлена презентация, в которой я показала свою профессиональную деятельность по теме «Адаптация ребенка к детскому саду» .

На сайте работников образования создала свою страничку http://nsportal.ru/lmariam-oganesovna/ , где выставила материалы и фотографии своей профессиональной деятельности . Здесь я нашла многих соратников, с которыми происходит общение. Большой материал, представленный на сайте работников образования, помогает мне в моей работе, мой кругозор расширяется.

Периодически участвую в работе сетевого профессионального сообществ : сайт, где размещаю конспекты проведённых занятий.

Информационно-коммуникативные технологии использую и в работе с родителями. В повседневной деятельности регулярно произвожу видеозаписи, из которых монтирую тематические видеофильмы, представляемые на родительских собраниях по теме ---, Это позволяет родителям заглянуть в мир своего ребёнка, не пропустить важные моменты его развития по причине занятости на работе.

Использование современных информационно-коммуникативных технологий в обучении дошкольников целесообразно. Это позволяет за незначительное время, отведённое для непосредственно образовательной деятельности , охватить материал шире, представить его интереснее и актуальнее. К тому же мультипликационный и видео материалы воспринимаются детьми с удовольствие, усвоение знаний происходит в непринуждённой форме.

В своей работе я использую информационно - коммуникационные технологии :

В подборе иллюстративного материала к занятиям (сканирование, Интернет, принтер, презентации) ;

В подборе дополнительного материала из различных источников к образовательной деятельности , знакомство со сценариями праздников и других мероприятий;

В обмене опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов;

В создании презентаций в программе Power Point для повышения эффективности образовательных занятий с детьми;

В использовании цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками, редактировать и демонстрировать их;

В использовании Интернета в педагогической деятельности , с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении, как поиск дополнительной информации для занятий, расширения кругозора детей.

В оформление буклетов.

Создание электронной почты, ведение своей странички на сайте работников образования.

Использование ИКТ способствует активизации познавательной деятельности воспитанников , стимулирует и развивает психические процессы, развитие мышления, восприятия, памяти. Применение информационных компьютерных технологий на игровых занятиях не только облегчает усвоение учебного материала, но и предоставляет новые возможности для развития творческих способностей детей :

Повышает мотивацию воспитанников к изучению нового материала;

Активизирует познавательную деятельность ;

Развивает мышление и творческие способности ребёнка;

Формирует активную жизненную позицию в современном обществе.

Грязнова Ирина Сергеевна
преподаватель
ГПОАУ «Амурский колледж строительства и жилищно-коммунального хозяйства»
г. Благовещенск, Амурская область

Аннотация:

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, педагогические инновации, информатизация образования.

Современный этап развития общества ставит перед российской системой образования целый ряд принципиально новых проблем, обусловленных политическими, социально-экономическими, мировоззренческими и другими факторами, среди которых следует выделить необходимость повышения качества и доступности образования, увеличение академической мобильности, интеграции в мировое научно-образовательное пространство, создание оптимальных в экономическом плане образовательных систем, усиление связей между разными уровнями образования.

Реализации этих приоритетных требований способствуют педагогические инновации. Инновации в образовательной деятельности – это использование новых знаний, приёмов, подходов, технологий для получения результата в виде образовательных услуг, отличающихся социальной и рыночной востребованностью. Изучение инновационного опыта показывает, что большинство нововведений посвящены разработке технологий.

Одним из эффективных путей решения этих проблем является информатизация образования. Совершенствование технических средств коммуникаций привело к значительному прогрессу в информационном обмене. Появление новых информационных технологий, связанных с развитием компьютерных средств и сетей телекоммуникаций, дало возможность создать качественно новую информационно-образовательную среду как основу для развития и совершенствования системы образования.

Особенность информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) – их универсальность, они являются инструментом, который применяется во всех отраслях знаний: гуманитарной, естественнонаучной, социально-экономической. Следовательно, инновационный характер развития ИКТ непосредственно влияет и на другие отрасли знаний, формирующих мировоззрение молодого специалиста, совершенствуя дидактическое и методическое представление знаний, повышая способность к восприятию и порождению знаний, тем самым, внося инновационный элемент во всестороннее развитие личности.

Использование ИКТ дает возможность значительно ускорить процесс поиска и передачи информации, преобразовать характер умственной деятельности, автоматизировать человеческий труд. Доказано, что уровень развития и внедрения информационно-коммуникационных технологий в производственную деятельность определяет успех любой организации.
Основой ИКТ являются информационно-телекоммуникационные системы, построенные на компьютерных средствах и представляющие собой информационные ресурсы и аппаратно-программные средства, обеспечивающие хранение, обработку и передачу информации на расстояние.

Внедрение ИКТ в содержание образовательного процесса ведет к информатизации сознания обучающихся и пониманию ими процессов информатизации в современном обществе (в его профессиональном аспекте). Существенное значение имеет осознание складывающейся тенденции процесса информатизации образования. В результате в методической системе появляются новые информационные технологии, а выпускники имеют подготовку к освоению новыхИКТ в будущей трудовой деятельности. Опыт применения показал:
а) информационная среда существенно повышает мотивацию студентовк изучению дисциплин;
б) информатизация обучения привлекательна для студентатем, что снимается психологическое напряжение общения путем перехода от субъективных отношений «студент-преподаватель» к наиболее объективным отношениям «студент-компьютер-преподаватель», повышается эффективность студенческого труда, увеличивается доля творческих работ, расширяется возможность в получении дополнительного образования по дисциплине в стенах колледжа;
в) информатизация преподавания привлекательна для преподавателя тем, что позволяет повысить производительность его труда, повышает общую информационную культуру.

Следует заметить, что индивидуальность обучения как по темпу восприятия материала, решения задач, принятия решений, так и по способу восприятия информации лежит в сфере интеллектуального развития индивида. В компьютерной программе возможно представление одного и того же материала в разных видах, в том числе, отличных от полиграфических – включение видеофрагментов, анимации, звука. Индивидуальность обучения проявляется также и в своевременной обратной связи «преподаватель-обучающийся». Компьютерные технологии позволяют автоматизировать учебный процесс, снижая трудозатраты педагога и студента, снижая уровень психологической нагрузки и повышая объективность оценки знаний. Результат работы обучающийся видит сразу после ее выполнения, а не через некоторое время после проверки, когда он уже забыл, что делал. Своевременная информация об успешности выполнения задания позволяет преподавателю выстроить в логическую последовательность план дальнейшей работы, увидеть пробелы в знаниях обучающегося, наметить пути их решения.
Основой целью профессионального образования является подготовка квалифицированного специалиста, способного к эффективной профессиональной работе по специальности и конкурентоспособного на рынке труда.

Традиционная подготовка специалистов, ориентированная на формирование знаний, умений и навыков в предметной области, всё больше отстаёт от современных требований. Основой образования должны стать не столько учебные дисциплины, сколько способы мышления и деятельности. Необходимо не только выпустить специалиста, получившего подготовку высокого уровня, но и включить его уже на стадии обучения в разработку новых технологий, адаптировать к условиям конкретной производственной среды, сделать его проводником новых решений, успешно выполняющим функции менеджера.

С появлением информационных технологий стали появляться разнообразные компьютерные, обучающие, демонстрационные, моделирующие программы, электронные справочники и учебники, тренажеры и т.д. Но применение таких электронных пособий в учебно-воспитательном процессе крайне редко, причинами являются слабая материально-техническая оснащенность учебных кабинетов, значительная дороговизна программного обеспечения. Поэтому, в лучшем случае, педагог использует электронные учебные пособия для демонстрации эксперимента, фильма, подготовки доклада, распечатки каких-либо заданий. Если используется компьютер в процессе занятий, то эпизодически, преподавателем – новатором, который постоянно совершенствует свое педагогическое мастерство.

С целью повышения качества подготовки специалиста, активизации познавательной деятельности студентов, раскрытия творческого потенциала, организации учебного процесса с высоким уровнем самостоятельности преподаватели колледжа применяют в работе разнообразные образовательные технологии: личностно-ориентированные обучение, проблемное обучение, тестовые формы контроля знаний, блочно-модульное обучение, метод проектов, кейс-метод, обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение, информационно-коммуникационные технологии и др.
Администрация учебного заведения уделяет большое внимание внедрению ИКТ в образовательный процесс. Важное значение для использования информационно-коммуникационных технологий имеет подготовка педагогического коллектива и оборудование учебных аудиторий.

Для создания презентаций к урокам, методических материалов преподаватели научились приёмам навигации и поиска информации в сети Интернет, её получения и сохранения в целях последующего использования в педагогическом процессе. Доступ к электронным библиотекам, базам данных, порталам обеспечивает эффективный поиск и оперативное получение необходимой информации. Особое значение в списке электронных образовательных ресурсов имеют интерактивные обучающие программы: мультимедийные курсы, виртуальные лаборатории и музеи, анимационные модели, тренажерные и тестирующие системы, необходимые элементы в самостоятельной работе студентов. На этом этапе руководством колледжа были приобретены интерактивные пособия по общеобразовательным и общепрофессиональным дисциплинам.

В настоящее время многие педагоги колледжа создали свои сайты, свое информационное пространство, в котором размещаются материалы к уроку, методические разработки, презентации, т.е. сделали открытым доступ к своим учебным и методическим материалам.
Сегодня все аудитории колледжа оснащены современным компьютерным и презентационным оборудованием. Учебные кабинеты оборудованы программно-аппаратными комплексами, представляющими собой мультимедийную информационную среду, обеспечивающую максимальную эффективность в подаче и усвоении учебного материала. В распоряжении преподавателя находятся компьютер, аудио- и видеооборудование, периферийные устройства: телевизоры, мультимедиа проекторы, интерактивные доски,сканеры, принтеры и др., т.е. самое современное оборудование, для представления информации в любом виде (текст, звук, графика, видео) и проведения занятий с максимальным презентационным эффектом.

За последние несколько лет уровень ИКТ-грамотности и ИКТ-компетентности наших педагогов вырос так, что в настоящее время они способны решать любые задачи в области информационно-коммуникационных технологий, которые перед ними ставятся: способны разобраться в любой программе, техническом устройстве, реализовать свои оригинальные идеи с помощью собственных мультимедийных презентаций, интерактивных досок, другой компьютерной техники. Реализация технической составляющейстало первым этапомдля решения задачи получения компетентного педагога в области ИКТ.

Дальнейший рост ИКТ-компетентностипреподавателей неизбежен, так как администрация колледжа ставит новые задачи по освоению информационно-коммуникационных технологий.
Возможности информатизации образованиябезграничны. Преподаватели колледжа, став ИКТ-компетентными, стремятся использовать в своей работе инновационные достижения и разработки в сфере компьютерных решений и новейших технических открытий.

Литература
1. Иванов Д.А. На какие вызовы современного общества отвечает использование понятий ключевая компетенция и компетентностный подход в образовании? / Компетенции и компетентностный подход в современном образовании // Серия «Оценка качества образования» / Отв. ред. Курнешова Л. Е. М.: Моск. центр качества образования, 2008.
2. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты//Интеренет–журнал «Эйдос». – 2002. – 23 апреля. – http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm
3. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций//Интернет–журнал «Эйдос». – 2005. – 12 декабря. – http://www.eidos.ru/jour-nal/2005/1212.htm
4. Маттис В. Инновации - сегодня, традиции – завтра. http://sinncom.ru/
5. Горбачева В.Г. Основы инновационных процессов в образовательной деятельности: М.: Просвещение, 2013
6. Бережнова Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности: Учебник. М.: Просвещение, 2006.

УДК 37.0+371+378

Стрекалова Наталья Борисовна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики профессионального образования Самарского государственного университета, [email protected], г. Самара

информационно-коммуникационные технологии в высшем профессиональном образовании

Аннотация: Активно внедряемые в высшее профессиональное образование информационно-коммуникационные технологии выступают одновременно и как область профессиональных знаний, и как базовые технологии учебного процесса, и как инструмент трансформации образования. Однако вопрос эффективности их использования в учебном процессе до сих пор остается открытым, что требует дальнейших педагогических исследований.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, эффективность информационно-коммуникационных технологий, самостоятельная работа студентов.

Strekalova Natalya Borisovna

Candidate of pedagogical sciences, Associate professor of department of theory and methodology of professional education Samara State University, [email protected], Samara

information and communication technology in higher professional education

Annotation: Actively introduced in higher professional education information and communication technologies act as both the area of expertise, and how the underlying technologies of the educational process and as a tool for transformation of education. However, the question of their effectiveness in the learning process is still open, which requires further educational research.

Keywords: information and communication technologies, the effectiveness of information and communication technologies, self-dependent work of students.

В соответствии с Федеральной программой развития образования на 2011-2015 гг. выполнении всех мероприятий по развитию образования установлено приоритетное значение современных образовательных и информационно-коммуникационных техно -логий . Актуальность использования информационно-коммуникационных технологий в системе высшего профессионального образования обусловлена рядом объективных причин.

Во-первых, ориентацией профессионального образования на подготовку специалистов, способных к успешной профессиональной деятельности в условиях глобальной информатизации общества. В данном случае информационно-коммуникационные технологии выступают в качестве осваиваемой области профессиональных знаний.

Во-вторых, способностью данных технологий поддерживать практически все

виды деятельности любого образовательного учреждения: организация, управление и мониторинг учебного процесса; автоматизированное обучение и его информационно-методическое сопровождение; обеспечение доступа к глобальным информационным ресурсам; предоставление современных технологий обработки информации; дистанционное взаимодействие участников образовательного процесса. В этой ситуации информационно-коммуникационные технологии можно рассматривать как базовые технологии образования, требующие наличия информационной культуры у профессорско-преподавательского состава и студентов.

В результате широкого внедрения информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс в высшем образовании получили развитие следующие тенденции: актуализация непрерывного профессионального образования как условия успеш-

ной трудовой деятельности; развитие технологий дистантного обучения и единого образовательного пространства как основных средств непрерывного образования; возрастание значимости самостоятельных работ студентов как способа развития самоорганизации личности и условия дальнейшего самообразования. Здесь уже информационно-коммуникационные технологии выступают инструментом трансформации высшего профессионального образования.

Вместе с тем, до сих пор остается открытым вопрос эффективности использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе. С одной стороны, анализ научных статей и большой накопленный педагогический опыт в этой области позволяет сделать вывод, что педагогическое сообщество в целом положительно оценивает возможности данных технологий для образования. Констатируется факт, что информационно-коммуникационные технологии создают условия для полноценной реализации традиционных дидактических принципов, выступают мощным средством педагогической и информационной поддержки студента и инструментом, раскрывающим его личностный потенциал , обеспечивают персонификацию образовательного процесса, способствуют более успешному достижению познавательных и профессионально-ориентированных целей , приводят к росту академической и научной мобильности выпускников и их конкурентоспособности на рынке труда .

Однако все чаще высказываются мнения, что использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе не всегда приводит к улучшению качества обучения, а в определенных ситуациях может даже иметь негативные последствия . Анализ и обобщение этих высказываний позволили нам сформулировать их в следующих тезисах:

Ограничение каналов восприятия информации и сокращение живого человеческого общения между студентом и преподавателем лишает студента психологической адаптации восприятия учебного материала, многозначности объяснений и индивидуального подхода;

Диапазон приобретаемых учебных навыков сужается в пользу технических уме-

ний, сокращая навыки анализа, диалогического общения и взаимодействия, упуская возможность формирования мышления студентов, затрудняя процесс систематизации их знаний;

Чрезмерное увлечение интернет-ресурсами в учебном процессе приводит к усилению информационного давления на личность, к психологической информационной зависимости и десоциализации личности;

Превышение оптимальной информационной емкости учебного материала неизбежно приводит к дезориентации студента в учебном материале и к снижению качества его усвоения.

Таким образом, выявлено противоречие: увеличивая эффективность учебного процесса по одним аспектам (информационная поддержка, автоматизированное обучение, модульность, персонификация и др.), информационно-коммуникационные технологии снижают его эффективность по других аспектам. Разрешение этого противоречия потребовало проведения пилотажных исследований, способных дать ответы на вопросы: какие виды используемых в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий наиболее популярны среди педагогов и студентов? какие из них наиболее эффективны для учебного процесса и при каких условиях использования? какие требования должны предъявляться к электронным образовательным ресурсам, чтобы они были более полезными для учебного процесса? какие отрицательные последствия использования информационно-коммуникационных технологий возможны в учебном процессе?

Пилотажные исследования проводились в Тольяттинской академии управления (ТАУ), опыт информатизации которой составляет более 10 лет: в период с 1998 по 2003 год в ней были разработаны и внедрены в учебный процесс информационная система управления учебным процессом и тесто-тренинговая система. В исследовании принимали участие преподаватели и студенты 1, 2 и 5 курсов обучения. Выборка составила более 70 студентов разных направлений обучения и 30 преподавателей (информатики, филологи, культурологи, иностранцы). Под информационно-коммуникационными технологиями в исследовании понимались: персональные компьютеры с набором об-

учающих и/или тестирующих программ; мультимедийный проектор с интерактивной доской; мультимедийная презентация; открытые учебные веб-курсы.

Анализ полученных результатов показал, что в ТАУ информационно-коммуникационные технологии используются практически на всех или почти на всех курсах и дисциплинах (такой вариант ответа выбрало 88% студентов и 100% преподавателей). Абсолютно все студенты относятся к использованию информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе положительно, из них 44% отметили, что их использование в учебном процессе - это норма. Таким образом, подтверждается высокий уровень информатизации исследуемого учебного заведения.

Самой популярной формой использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе у профессорско-преподавательского состава (см. рис. 1) является презентация (55% используют постоянно, 45% - по мере необходимости) и специализированные программы (53% - постоянно, 15% - по мере необходимости). Использование открытых учебных веб-к°рсов проиоходит -райне редкз (менее 10% опрошенных преподавателей). На наш взгляд, такая ситуация вззможно склодывается из-за того, что презентация является наиболее доступ-сй и ос-оенной технологией для преподаватевей, в то время -ак ис пользование дистантых форм проведения учебного процесса требует не только высоко уровня

информатизации учебного заведения, но и повышения квалификации преподавателей в этой области.

Одновременно практически все преподаватели (95%) отмечают высокую эффективность презентация для учебного процесса за счет наглядности изучаемых материалов и, как результат, более глубокое усвоение учебного материала студентами. Эффективность презентации в этом аспекте подтвердили 56% опрошенных студентов, остальные же относятся к презентации как к возможности отдохнуть и расслабиться во время занятия, позаниматься своими делами. Таким образом, в ходе исследования была выявлена задача поиска особых педагогических приемов и методов использования презентаций на занятиях в целях более глубокого вовлечения студентов в этот процесс, выявления условий, соблюд-ште которых позволит сделать презентацию более эффективной.

Н-смотрв на то, что эффективность презентации подтвердили 56% опрошенных студентов, большинство студентов (88%) все-такв оометило, что для н-х наиболее эффективный способ освоения учебного материала - его обср-дение с преподавателем в режиме диалога (в анкете студенты могли выбрать несколько эффективных способов освоения учебного материала). Таким образом, информатизация учебного процесса не уменьшает значимости живого общения студе нта с преподавателем в рамкае учебного процесса. Такие способы освоения нового материала оак само стоятельное изучение

Рисунок а - Частота использования ркзлизных видов информационно-коммуникационных

ехнологий в учебном процессе

с помощью специализированной программы или по учебной литературе выбрало небольшое количество студентов (25% и 12%, соответственно). Возможно, самостоятельные формы изучения материала для студентов не привлекательны из-за их трудоемкости, а также низкой мотивации студентов к выполнению самостоятельной работы.

По мнению преподавателей наиболее эффективно использование информационно-коммуникационных технологий (см. рис. 2) во время закрепления знаний (9 баллов по 10-ти бальной шкале), объяснения нового материала (7,5 баллов) и проведения контрольных тестов (7,5 баллов). Использование информационно-коммуникационных технологий для выполнения домашних/самостоятельных работ преподаватели считают менее эффективным (3,2 балла). Опрос студентов подтвердил высокую популярность электронных тестов в студенческой среде - 100% студентов предпочитают сдавать тесты на компьютере, а не в письменном виде, что можно объяснить, на наш взгляд, наличием в тестах механизма мгновенной обратной связи, что сокращает время ожидания результата и снижает психологические нагрузки. Однако, большое количество студентов (75%) предпочитает работать с опубликованными учебными материалами, а не их электронными версиями.

В качестве условий, влияющих на эффективность использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе, подавляющее большинство опро-

шенных отметило качественную подготовку изучаемого материала (70% преподавателей и 81% студентов) и уровень информационной культуры преподавателя (70% и 56%, соответственно). По другим условиям мнения разделились: преподавателей больше волнует качество работы оборудования и сложность изучаемого материала (55%), а студентов - время использования информационных технологий, в начале или конце занятия (38%). Таким образом, подтверждается значимость психолого-педагогических условий использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе и необходимость включения в информационную культуру преподавателя соответствующих знаний.

Наличие отрицательных последствий использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе подтверждают половина опрошенных преподавателей (52%), но характер последствий называется разный: нарушение орфографии русского языка, снижение способности работать с текстами и печатными изданиями (26%), влияние на здоровье, зрение и общее состояние студентов (21%), снижение живого контакта (10%), «придание забвению» эффективных традиционных форм обучения (10%). Однако сами студенты оценивают отрицательные последствия для своего организма более радикально: от работы на ПК во время занятий и большого объема учебной информации устают 38% опрошенных; каждый второй устает иногда, в зависимости от

рисунок 2 - Оценка эффективности использования информационно-коммуникационных технологий

в разных видах учебных работ

длительности работы (50%). При этом реакция на такую усталость может быть разной: хочется отвлечься и заняться другими делами (87%), трудно логически мыслить и выполнять задания (50%), появляется головная боль или боль в глазах (37%), повышается раздражительность, агрессия (25%). Интересно отметить, что даже те студенты, которые отметили, что не устают от работы на ПК, выделили те или иные формы усталости. Таким образом, подтверждается наличие проблемы отрицательного воздействия информационно-коммуникационных технологий на организм человека и в какой-то мере на образовательный процесс.

Итак, в результате проведения пилотажных исследований были получены следующие результаты: наиболее популярными видами информационно-коммуникационных технологий для учебного процесса среди преподавателей является мультимедийная презентация и специальное программное обеспечение; наиболее эффективны информационно-коммуникационные технологии в таких видах учебных работ как закрепление знаний, изучение нового материала, проведение тестирования; условиями эффективного использования данных технологий в учебном процессе являются качественная подготовка электронных материалов, уровень информационной культуры преподавателя, качество работы оборудования; использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе может иметь негативные последствия как для здоровья, так и для образовательного процесса.

Сравнительный анализ результатов анкетирования преподавателей и студентов позволил выявить ряд проблем и наметить пути дальнейшего исследования, результаты которого позволят повысить эффективность использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе и качество высшего образования в целом. Направлениями дальнейшего исследования являются: выявление психолого-педагогических условий эффективного использования информационно-коммуникационных техно-

логий в учебном процессе с учетом проблем негативного воздействия информационно-коммуникационных технологий на качество учебного процесса и здоровье студентов; определение способов развития механизмов самоорганизации студентов и повышения мотивации к выполнению самостоятельных работ, в том числе средствами информационно-коммуникационных технологий; поиск эффективных средств управления самостоятельными работами студентов в условиях единого образовательного пространства и лавинообразных информационных потоков.

Библиографический список

1. Воевода Е. В. Интернет-технологии в обучении иностранным языкам // Высшее образование в России. - 2009. - № 9. - С. 110-114.

2. Колесникова И. А. Открытое образование: перспективы, вызовы, риски // Высшее образование в России. - 2009. - №7. - С. 12-23.

3. Костяев А. Е. Дидактические основы использования технических средств обучения в учебном процессе школы // Проблемы и перспективы развития образования в России: сборник материалов XII Международной научно-практической конференции. - Новосибирск: Издательство НГТУ, 2011. - С. 147-151.

4. Мотунова Л. Н. Информационные технологии как средство педагогической поддержки студентов // Высшее образование в России. - 2010. -№ 8-9. - С. 151-155.

6. О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы: распоряжение Правительства РФ от 07.02. 011 N 163-р // Собрание законодательства РФ. - 28. 02. 2011. - №9, ст. 1255. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www. base. consultant. гшНачать работу^^опНпе. cgi?req=doc... (дата обращения 5.01.2013).

7. Сазонова 3. С, Матвеева Е. В. Информационно-образовательное пространство новой педагогики // Высшее образование в России. - 2011. -№2. - С. 103-108.

8 Смушкевич Л. Н., Черепанова М. Н., Моча-лина Т. Я. Влияние компьютерных технологий на современное образовательное пространство // Информационные технологии в образовании и науке: материалы Международной научно-практической конференции ИТ0-Самара-2011. - Самара, М.: Самарский филиал МГПУ, 2011. -С. 166-169.

Корноухова Антонина Викторовна

Преподаватель математики высшей категории

Департамент образования города Москвы ГБПОУ города Москвы

“Техникум сервиса и туризма №29”

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Цель : проанализировать возможности использования ИКТ в работе преподавателя математики.

Задачи

1)Дать определение понятия ИКТ в образовании.

2) Перечислить виды ИКТ, которые можно использовать в техникуме.

3)Привести примеры использования ИКТ на уроках.

Информационные технологии

ИКТ в образовании – это информационные процессы и методы работы с информацией, представление её с помощью средств ИКТ с целью обучения.

Количество информации, с которой преподавателю приходится работать, растет с каждым годом. Вся эта информация направлена на решение всего многообразия профессиональных задач, среди которых особое место занимают мотивация обучающегося к учебной деятельности, развитие его учебной самостоятельности, творческой, поисковой активности. И в этом педагогам эффективно помогает все разнообразие информационно-коммуникационных технологий. В современном мире необходимость использования информационно-коммуникационных технологий в обучении крайне актуальна и неоспорима. Умение применять ИКТ является одним из критериев при оценке опытности и профессионального мастерства педагога.

Очевидные преимущества использования ИКТ в образовательном процессе:

Наглядность, зрелищность, выразительность – особенность структурного оформления программ, дающая возможность расширять и углублять представление о рассматриваемом материале, о взаимосвязях;

Компактность – возможность накапливать информацию на электронных носителях без накопления значительных объемов папок с информационным материалом на бумажных носителях;

Экономичность (уменьшение материальных и временных ресурсов);

Возможность творческого развития обучающихся и педагогов через участие в онлайн-олимпиадах, конкурсах, публикации своих работ и проектов в интернет - пространстве;

Организация постоянного мониторинга самостоятельной работы обучающихся, их текущей успеваемости.

Таким образом, информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности преподавателя это, с одной стороны, средство обучения и средство предоставления знаний, а с другой, - использование различных информационных инструментов, автоматизация процесса обработки учебных материалов.

Применение информационно-коммуникационных технологий позволяет в полной мере использовать цветовое и мультимедийное оформление.

Вместе с тем, информационные коммуникационные технологии доступны каждому преподавателю.

Одной из таких технологий, нашедшей широкое применение в образовательном процессе, является работа в системах дистанционного обучения.

Среди основных преимуществ дистанционного образования можно выделить:

  • Технологичность - обучение с использованием современных программных и технических средств делает электронное образование более эффективным. Новые технологии позволяют сделать визуальную информацию яркой и динамичной, построить сам процесс образования с учетом активного взаимодействия студента с обучающей системой.
  • Свобода и гибкость, доступ к качественному образованию. Развитие интернет сетей, использование мультимедиа технологий делает курсы дистанционного обучения полноценными и интересными.
  • Доступность и открытость обучения - возможность учиться удаленно от места обучения, не покидая свой дом, что особенно значимо для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Обучение в любое время в любом месте позволяет обучающимся не только оставаться в привычной для них обстановке и сохранить привычный ритм жизни, но и выработать индивидуальный график обучения. Дистанционные образовательные технологии дают возможность обучаться по избранным специальностям, выбирая учебное заведение, высокопрофессиональных преподавателей, несмотря на географическую отдаленность места проживания обучающегося;
  • Индивидуальность систем дистанционного обучения . Опыт показывает, что обучающийся дистанционно становится более самостоятельным, мобильным и ответственным; творчески относится к обучению.

Несмотря на множество достоинств, этот метод имеет и свои недостатки:

  • Недостаток (а иногда и отсутствие) прямого очного общения между обучающимся и преподавателем. Как правило, обучающиеся ощущают недостаток практических занятий. Отсутствует постоянный контроль над обучающимися, который для учащегося является мощным побудительным стимулом.
  • Высокая трудоемкость разработки электронного учебно-методического контента.
  • Высокие требования к постановке задачи на обучение, администрированию процесса, сложности мотивации слушателей. Необходимо наличие целого ряда индивидуально-психологических условий. Для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, а его результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности учащегося.
  • Необходимость в качественном техническом оснащении (современный персональный компьютер и высокоскоростной доступ в Интернет).

В ГБПОУ города Москвы «Техникум сервиса и туризма №29» создан портал дистанционного обучения с применением виртуальной обучающей среды Moodle, который предоставляет преподавателям широкие возможности по применению разработанных ими электронных учебно-методических материалов в учебном процессе.

Портал дистанционного обучения – это целый комплекс возможностей для всех участников образовательного процесса:

  • для преподавателей:
  • учебно-методическое обеспечение дисциплины в структурированной форме;
  • удобный инструмент для учета и контроля работы студентов;
  • установление сроков выполнения задач;
  • использование аудио и видео материалов: демонстрация учебных видеофильмов позволяет значительно повысить интерес обучающихся к изучаемому материалу, наглядно и разносторонне дать представление о предмете обучения и т.п.;
  • простота корректировки учебно-методических материалов дисциплины;
  • богатый инструментарий для создания фондов оценочных средств – тестовых материалов для проведения контроля знаний студентов с применением различных типов вопросов.
  • автоматизированную систему оценки работы студентов: возможность объективного, независимого и, что немаловажно, автоматического оценивания значительно экономит время преподавателя на контроль знаний.
  • для студентов:
  • логично структурированный учебно-методический материал;
  • средства самоконтроля;
  • объективная оценка знаний;
  • дистанционное овладение учебным материалом;
  • для техникума:
  • современное, полнокомплектное учебно-методическое обеспечение дисциплин;
  • единую информационную образовательную среду;
  • возможность оперативного контроля учебного процесса.

Программа Microsoft Excel для работы с электронными таблицами из семейства Майкрософт, как известно, - мощное средство для создания диаграмм, графиков, простых и сложных вычислений. Сегодня представители практически всех профессий должны владеть интерактивными технологиями и знать офисные программы, в том числе, уметь работать с таблицами и презентациями.

Еще один ИКТ-инструмент– Microsoft Power Point - программа для создания презентаций. С помощью данной программы можно подготовить качественный учебный материал. Данная программа предоставляет преподавателю широкие возможности для организации всех видов учебной работы обучающихся: создание диаграмм, анимаций, гиперссылок, добавление триггеров, видеороликов, звукового сопровождения, включая собственные комментарии, разнообразное оформление, собственные инструменты рисования, запись работы.

ПРИМЕРЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕРИАЛОВ ИЗ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА И КОНТРОЛЯ

ЗНАНИЙ:

Цилиндр получается вращением прямоугольника вокруг одной из его сторон (рис. 4).

Конус получается вращением прямоугольного треугольника вокруг одного из его катетов (рис. 5, а).

Усеченный конус получается вращением трапеции, один из углов которой является прямым, вокруг боковой стороны, прилегающей к этому углу (рис. 5, б).

  • § 3. Орфоэпические и акцентологические нормы русского литературного языка. Справочный материал
  • О р ф о э п и ч е с к и е н о р м ы
  • Характеристика ударения в русском языке
  • А к ц е н т о л о г и ч е с к и е н о р м ы
  • Дидактический материал
  • § 4. Лексические и фразеологические нормы русского литературного языка. Справочный материал
  • Л е к с и ч е с к и е и ф р а з е о л о г и ч е с к и е н о р м ы
  • Л е к с и ч е с к и е о ш и б к и
  • С п о с о б ы и с п р а в л е н и я л е к с и ч е с к и х о ш и б о к
  • О ш и б к и в и с п о л ь з о в а н и и ф р а з е о л о г и з м о в:
  • Дидактический материал
  • 3. Соответствие между прилагательными и существительными, с которыми можно
  • 6. В предложениях допущены ошибки в употреблении паронимов:
  • § 5. Морфологические нормы русского литературного языка. Справочный материал
  • М о р ф о л о г и ч е с к и е н о р м ы
  • Имя существительное
  • II. Имя прилагательное
  • 2.1 Краткие прилагательные
  • 3.2 Собирательные числительные оба - обе
  • IV.Местоимение.
  • V. Глагол
  • 8.2. Предлоги ввиду, вместо, вроде, вследствие, наподобие, сверх, насчёт,
  • 8.4. Умей различать предлоги и самостоятельные части речи
  • Дидактический материал
  • 1.Встретив его случайно в театре,
  • 2.Устраиваясь на работу,
  • 3.Потеряв к этому времени значение оборонительного соору­жения,
  • 4.Приступая к работе над рефератом,
  • § 6. Синтаксические нормы русского литературного языка. Справочный материал
  • С и н т а к с и ч е с к и е н о р м ы
  • 3.Выбор правильного падежа и предлога
  • 4. Употребление деепричастных оборотов
  • 5.Однородные члены предложения
  • 6.Согласование сказуемого с подлежащим
  • 7. Употребление причастного оборота
  • 8. Согласование приложений
  • Дидактический материал
  • Словарь понятий и терминов
  • Тема 1.3. Речевой этикет. Контрольные вопросы
  • § 7. Речевой этикет. Нормы и правила делового этикета. Этические нормы взаимоотношений с коллегами, партнёрами, клиентами. Справочный материал
  • Ф о р м у л ы р е ч е в о г о э т и к е т а
  • Дидактический материал
  • Словарь понятий и терминов
  • Тема 1.4. Использование информационно-коммуникативных технологий в профессиональной деятельности. Контрольные вопросы
  • § 8. Понятие об информационно-коммуникативных технологиях. Использование информационно-коммуникативных технологий при подготовке специалиста. Справочный материал
  • Дидактический материал
  • Словарь понятий и терминов
  • Э т а п ы п о д г о т о в к и к в ы с т у п л е н и ю
  • Где что искать
  • Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение
  • Средства выражения логических связей.
  • Составление различных видов планов
  • Составление вступительной и заключительной части текста выступления. Правила написания вступления и заключения речи.
  • Приемы, используемые в заключительной части выступления
  • Дидактический материал
  • § 10. Редактирование текста выступления. Справочный материал
  • Некоторые виды грамматических ошибок
  • Дидактический материал
  • Задания к тексту
  • § 11. Речевая деятельность и её виды. Справочный материал
  • Дидактический материал
  • § 12. Условия успешного общения. Справочный материал
  • Причины коммуникативных неудач
  • Дидактический материал
  • § 13. Устная разговорная речь. Беседа. Деловая беседа. Справочный материал
  • Жанры речевого общения
  • Дидактический материал
  • § 14. Основные качества речи. Особенности звучащей речи. Невербальные средства общения. Справочный материал
  • Дидактический материал
  • Словарь понятий и терминов
  • Тема 2.2. Практическая стилистика. Контрольные вопросы
  • § 15. Понятие о практической стилистике. Функциональные стили речи. Справочный материал
  • Основные разновидности употребления языка
  • Поэтому различают следующие стили речи:
  • Дидактический материал
  • § 16. Научный стиль. Виды информационной переработки текста (конспект, тематический конспект, реферат). Справочный материал
  • Языковые особенности научного стиля
  • Особенности научно – популярного подстиля
  • Виды информационной переработки текста
  • Виды конспектов
  • Порядок подготовки конспекта
  • Работа над тематическим конспектом
  • Как писать реферат
  • Структура реферата
  • Дидактический материал
  • Языковые особенности официально-делового стиля
  • Нормы употребления канцеляризмов
  • В и д ы д о к у м е н т ов
  • Формы обращения, изложения просьб, выражения признательности, способы аргументации в производственных ситуациях.
  • Способы аргументации
  • Дидактический материал
  • § 18. Официально-деловой стиль речи. Составление деловой документации. Справочный материал
  • Административно-организационные документы.
  • Информационно-справочные документы.
  • Речевые ошибки, допускаемые при составлении документов
  • Некоторые виды медицинской документации
  • Дидактический материал
  • § 19. Публицистический стиль речи. Убеждающие жанры. Справочный материал
  • Языковые особенности публицистического стиля
  • Сравнительная характеристика научного и публицистического выступлений
  • Основные речевые действия ведущего
  • Основные речевые действия спорящих
  • Виды вопросов
  • Анализ выступления
  • Дидактический материал
  • § 20. Публицистический стиль речи. Основные техники и приёмы общения с коллегами, партнёрами, клиентами: правила слушания, ведения беседы, убеждения, консультирования. Справочный материал
  • Стили общения
  • Общие советы по общению с коллегами, партнёрами, клиентами
  • Правила слушания, ведения беседы
  • Особенности консультирования
  • Основные приёмы консультирования
  • Условия успешного консультирования
  • Дидактический материал
  • § 21. Разговорный стиль речи. Формы и методы общения с пациентами. Справочный материал
  • Некоторые причины несоблюдения лечебного плана (врачебных назначений):
  • Дидактический материал
  • Качество продукции
  • § 22. Разговорный стиль речи. Способы эффективного общения с коллегами, руководством, пациентами и их окружением. Справочный материал
  • Основные синтаксические конструкции, используемые в диалоге «медработник – пациент»:
  • Дидактический материал
  • Словарь понятий и терминов
  • Список рекомендательной литературы
  • Словарь понятий и терминов

    Речевой этикет – разработанные правила речевого поведения, система речевых формул общения.

    Формулы речевого этикета - это типовые готовые конструкции, которые регулярно употребляются при корректном общении.

    Этикет – это совокупность правил хорошего тона, принятых в данном обществе и устанавливающих нормы поведения людей в определённых ситуациях.

    Ятрогения - неблагоприятные изменения психического состояния и психогенные реакции, способствующие возникновению неврозов, появляющихся в результате неправильных (неквалифицированных) действий медицинского работника, осуществляющего ненамеренное внушающее воздействие на пациента (например, вследствие неосторожного высказывания о тяжести заболевания, неблагоприятном прогнозе болезни; неосмотрительные ссылки на плохой исход аналогичных заболеваний у других людей и т. д.).

    Тема 1.4. Использование информационно-коммуникативных технологий в профессиональной деятельности. Контрольные вопросы

      Общее понятие об информационно-коммуникационных технологиях (ИКТ).

      Задачи ИКТ.

      Классификация средств ИКТ.

      Психолого-педагогические особенности использования ИКТ.

      Формы использования информационно-коммуникационных технологий при подготовке специалиста.

    § 8. Понятие об информационно-коммуникативных технологиях. Использование информационно-коммуникативных технологий при подготовке специалиста. Справочный материал

    Создание и развитие информационного общества в современном мире предполагает широкое применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ ) в профессиональной деятельности, что определяется рядом факторов:

    ● внедрение ИКТ существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека другому.

    ● современные ИКТ, повышая качество обучения и образования, позволяют человеку более успешно адаптироваться к происходящим социальным изменениям.

    Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей.

    Использование применяемых в сфере образования ИКТ ставит своей целью реализацию следующих задач, таких как:

    Поддержка и развитие системности мышления;

    Поддержка всех видов познавательной деятельности в приобретении знаний, развитии и закреплении навыков и умений;

    Реализация принципа индивидуализации учебного процесса при сохранении его целостности.

    Образовательные средства ИКТ можно классифицировать по ряду параметров:

    1. По решаемым педагогическим задачам :

    Средства, обеспечивающие базовую подготовку (электронные учебники, обучающие системы, системы контроля знаний);

    Средства практической подготовки (задачники, практикумы, виртуальные конструкторы, программы имитационного моделирования, тренажеры);

    Вспомогательные средства (энциклопедии, словари, хрестоматии, развивающие компьютерные игры, мультимедийные учебные занятия);

    Комплексные средства (дистанционные учебные курсы).

    2. По функциям в организации образовательного процесса :

    Информационно-обучающие (электронные библиотеки, электронные книги, электронные периодические издания, словари, справочники, обучающие компьютерные программы, информационные системы);

    Интерактивные (электронная почта, электронные телеконференции);

    Поисковые (каталоги, поисковые системы).

    3. По типу информации :

    Электронные и информационные ресурсы с текстовой информацией (учебники, учебные пособия, задачники, тесты, словари, справочники, энциклопедии, периодические издания, числовые данные, программные и учебно-методические материалы);

    Электронные и информационные ресурсы с визуальной информацией (коллекции: фотографии, портреты, иллюстрации, видеофрагменты процессов и явлений, демонстрации опытов, видеоэкскурсии; статистические и динамические модели, интерактивные модели; символьные объекты: схемы, диаграммы);

    Электронные и информационные ресурсы с аудиоинформацией (звукозаписи стихотворений, дидактического речевого материала, музыкальных произведений, звуков живой и неживой природы, синхронизированные аудиообъекты);

    Электронные и информационные ресурсы с аудио- и видеоинформацией (аудио- и видеообъекты живой и неживой природы, предметные экскурсии);

    Электронные и информационные ресурсы с комбинированной информацией (учебники, учебные пособия, первоисточники, хрестоматии, задачники, энциклопедии, словари, периодические издания).

    с комбинированной информацией (учебники, учебные пособия, первоисточники, хрестоматии, задачники, энциклопедии, словари, периодические издания).

    Возможности ИКТ могут быть использованы:

    При построении интерактивных таблиц, плакатов и других цифровых образовательных ресурсов по отдельным темам и разделам учебной дисциплины,

    Для создания индивидуальных тестовых мини-уроков;

    Для создания интерактивных домашних заданий и тренажеров для самостоятельной работы студентов.

    Учебно-методический аспект . Электронные и информационные ресурсы могут быть использованы в качестве учебно-методического сопровождения образовательного процесса. Преподаватель может применять различные образовательные средства ИКТ при подготовке к занятию; непосредственно при объяснении нового материала, для закрепления усвоенных знаний, в процессе контроля качества знаний; для организации самостоятельного изучения обучающимися дополнительного материала и т.д. Компьютерные тесты и тестовые задания могут применяться для осуществления различных видов контроля и оценки знаний.

    Развитие деятельности человека обусловливается изменением того или иного ее структурного компонента: предмета, цели, содержания деятельности, системы действий, обеспечивающих достижение цели, средств выполнения этих действий. При этом изменение происходит не в каком-либо отдельно взятом звене, а во всей структуре деятельности. В результате преобразуются традиционные и возникают новые формы человеческой деятельности в сфере труда, познания и коммуникации. Современные средства ИКТ стали новым средством, орудием человеческой деятельности.

    Использование средств ИКТ в качестве инструмента означает появление новых форм мыслительной, мнемической, творческой деятельности, что можно рассматривать как историческое развитие психических процессов человека и продолжить разработку принципов исторического развития деятельности применительно к условиям перехода к постиндустриальному обществу. Усвоение знаний предполагает овладение системой обобщений, составляющих основное содержание знаний.

    Природа средств ИКТ вполне определенным образом влияет на формирование и развитие психических структур человека, в том числе мышления. Печатный текст, до последнего времени являвшийся основным источником информации, строится на принципе абстрагирования содержания от действительности и организуется как последовательность фраз в порядке чтения слева направо, что формирует навыки мыслительной деятельности, обладающей структурой, аналогичной структуре печатного текста, которой свойственны такие особенности, как линейность, последовательность, аналитичность, иерархичность.

    Другие средства массовой коммуникации - фотография, кино, радио, телевидение – имеют структуру, значительно отличающуюся от структуры печати. Образы и звуки не направляют ход мыслей слушателя или зрителя от одного объекта к другому с промежуточными выводами, как при восприятии печатной информации. Вместо этого они создают модели узнавания, обращены к чувственной стороне субъекта.

    Подобно тому, как печатные материалы и технические средства массовой коммуникации привели к гигантскому расширению возможностей человеческого познания, фиксации и передачи опыта, компьютер увеличивает потенциал человеческого мышления, вызывает определенные изменения в структуре мыслительной деятельности. Основными являются процессы организации и интерпретации информации. Она может быть закодирована и представлена на экране дисплея в виде математических символов, таблиц, графиков и диаграмм, изображения процессов, дополняемых звуком, цветным изображением и т.п.

    Обучающая среда формирует такие характеристики мышления, как склонность к экспериментированию, гибкость, связность, структурность. Эти характеристики соответствуют познавательным процессам, связанным с творческой деятельностью и решением проблем. Так, понимание сущности явлений и тактика решения проблем описываются как способность воспринимать по-новому кажущиеся очевидными факты, находить способ соединения не связанных, на первый взгляд, вещей, устанавливать оригинальные связи между новой и старой информацией.

    Средства ИКТ способствуют развитию мышления обучающегося, ориентируют его на поиск очевидных и неочевидных системных связей и закономерностей. Компьютер является мощным средством оказания помощи в понимании многих явлений и закономерностей, однако, нужно помнить, что он неизбежно порабощает ум, располагающий в результате лишь набором заученных фактов и навыков. Простое сообщение знаний, овладение языком программирования, само умение программировать являются лишь первым шагом на пути реализации его возможностей. Действительно эффективным можно считать лишь обучение, при котором прививаются навыки мышления, причем мышления нового типа, определенным образом отличающегося от мышления, сформировавшегося на основе оперирования печатной информацией, пользования средствами массовой коммуникации.

    Таким образом, в связи с использованием ИКТ, пересмотру подвергаются представления не только о мышлении, но и о других психических функциях: восприятии, памяти, представлениях, эмоциях и др.

    Включение ИКТ помогает усовершенствовать и разнообразить традиционные формы передачи и усвоения учебного материала.

    Формы ИКТ:

    Электронные учебники и разнообразные пособия, оформленные в цифровые образовательные ресурсы, расширяют возможности работы с текстом и создают предпосылки для глубокого овладения материалом.

    Дидактическая игра, подкрепленная ИКТ, приобретает, кроме имитационного моделирования изучаемых систем, явлений, процессов, наглядность в оформлении решения и результатов самой игры и действий команды.

    Применение мультимедиа средств в подготовке специалистов предоставляет возможность комбинировать необходимую информацию в разных формах (текст, звук, видео и т.д.).

    ИКТ в преподавании нацеливают обучающихся на развитие определенных навыков и умений самостоятельной деятельности, обеспечивают переход к самообразованию. Как происходит активизация познавательных интересов студентов в классической лекционно-семинарской системе обучения с использованием ИКТ, можно рассмотреть при анализе традиционных форм занятий.

    1. Компьютерные программы не должны использоваться с развлекательной направленностью и с исключительной целью повышения интереса к предмету путем показа визуальных объектов. В языковом развитии обучающегося важно использовать мультимедиа средства (ИКТ) не только в качестве иллюстративного материала, но и как основу для структурирования и систематизации информации, творческого применения полученных знаний, т.е. иллюстрации должны подкреплять познавательную деятельность, а не заменять её.

    2. При использовании ИКТ важноинтенсифицировать работу с текстом, увеличить объём коммуникативных упражнений, активизировать познавательную деятельность обучающихся за счёт сокращения затрат времени на другие виды работ, как например, различного рода списывания.

    3. Необходимосоздавать проблемные ситуации, развивать творческий потенциал обучающихся; не перегружать учебный материал использованием ИКТ (чрезмерное увлечение компьютером может принести вред, снизить работоспособность).

    4. Для развития коммуникативной компетенции необходимо продумывать взаимодействие студентов в группе, поэтому важно при использовании ИКТ планировать групповые задания. Благодаря обсуждению и проектированию образовательного процесса его участники по мере накопления опыта обсуждений приобретают многие полезные умения и свойства: выделять и излагать свою позицию и воспринимать чужую; подчиняться общим правилам и вырабатывать на этой основе способы саморегуляции и адекватной самооценки и др.