Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями. «Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями в ДОУ» Рассказываем и объясняем
Новые подходы к оформлению и содержанию наглядной информации для родителей в дошкольных учреждениях.
Воспитание детей неразрывно связано с педагогическим просвещением родителей. Именно родителями закладываются основы характера ребенка, формируются особенности его взаимоотношения с окружающими людьми. Каждая семья по-своему определяет для себя процесс воспитания, но каждая же, в силу разных обстоятельств и пусть в разной степени, нуждается в квалифицированной педагогической помощи. Не всякий родитель принимает эту помощь. И задача педагога, непосредственно наблюдающего ребенка и знающего его проблемы, привлечь родителя к сотрудничеству. Или, по крайней мере, подвести его к знанию и пониманию педагогических принципов. Формы работы с семьей по педагогическому просвещению разнообразны. В этой брошюре речь пойдет о наглядной информации. Наглядная информация, в виде стендов и уголков, универсальна и имеет огромные возможности по освещению педагогического процесса. В то же время она не предусматривает непосредственного контакта педагога и родителей, и поэтому форма и способ ее подачи имеет не меньшее значение, чем ее содержание. Родитель должен быть привлечен ею и заинтересован. Для этого предлагаются новые подходы к оформлению наглядной информации в детском саду.
Информационные уголки оформляются по единому сюжету: по одной сказке или стихотворению, в виде леса, цветочной полянки, водного царства, звездного неба, русской комнаты или игрушечного магазина.
- В оформлении используются разнообразные материалы: паралон, пенопласт, береста, лоза, атлас, мех, макраме, папье-маше, пластик, синтепон, соломка, керамика, дерево (резьба, выжигание), а так же мелкие предметы, необходимые для украшения нарядов и привлекательности персонажей: пуговицы, бусинки, блестки, нитки мочала, вата; природный материал: семена тыквы, подсолнуха, арбузов, скорлупа яиц, грецких орехов, шишки, ветки, желуди; бросовый материал: катушки из-под ниток, пробки, пластмассовые бутылки, проволока, фольга, использованные фломастеры.
Традиционные стенды и планшеты заменяются необычными формами соответственно сюжету: в цветке, на короне, фартуке, в морковках, клубничках, перьях птиц, вагонах поезда и т.д.
- Материалы текстов помещены в специальные кармашки из оргстекла, глянцевой бумаги соответственно формам предметов: в клубничках - овалы, в фартуке - полукруг, трапеция.
- Информация дается крупным печатным шрифтом на светлом фоне так, чтобы ее можно было прочитать с расстояния 2-3 метров. Тема выделяется цветом и более увеличенными размерами.
- Уют и комфорт, необходимые для благоприятного восприятия предлагаемого материала, создается за счет использования сочетающихся по цвету красок спокойных, нейтральных тонов, тюлей и штор на окнах, салфеток на столе, наличия живых цветов, зелени, икэбаны и, конечно, чистоты и порядка.
- Прочность и безопасность - одно из основных требований к оформлению наглядной агитации. Все материалы основательно прикрепляются к деревянной основе. Не рекомендуется приклеивание листов бумаги к стене, а также использование кнопок, скрепок и других острых предметов.
- Информационные материалы регулярно обновляются в зависимости от рубрики: ежедневно, еженедельно, но не реже одного раза в месяц.
- Местом для оформления наглядной педагогической информации может служить как групповая раздевальная комната, так и другие уголки детского сада, где часто бывают родители: коридоры, площадки у кабинета заведующей, медиков, психолога, логопеда и даже участки веранды, стены у входа в детский сад.
ОФОРМЛЕНИЕ НАГЛЯДНОЙ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Ниже приводится перечень и описание основных информационных уголков (рубрик), которые безусловно могут быть дополнены и расширены самими педагогами. Настенная тематическая информация по педагогическому просвещению
Настольная тематическая информация.
Уголок краткой информации.
Для чтения дома.
Музыкально-поэтический уголок.
Медицинский уголок "О здоровье"
Объявления.
"Благодарим"
"Рады сообщить вам..."
Вести с занятий.
Уголок творчества детей.
Меню.
ОКНО - очень короткие новости.
Фотоуголок настроения.
Режим, сетка занятий.
Выставка: "Сделайте вместе с детьми".
Фотоуголок: "С вашими детьми работают".
Уголок забытых вещей.
"Поздравляем".
Зеркало.
НАСТЕННАЯ ТЕМАТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Советы на одну из тем по воспитанию детей располагаются на самом видном месте. Тема должна привлечь внимание родителей не только своей актуальностью, но и оригинальностью ее подачи. Вместо привычных заголовков, таких как "Советы родителям", лучше написать: "Секреты воспитания вежливого ребенка" или "Что делать, если ребенок упрямится?", "Как избавить ребенка от страхов". Заголовок располагается на одном из предметов сюжета и выделяется цветом, увеличенными размерами букв из фольги, тесьмы, соломки, вышивки и т.д. Например, если раздевальная комната оформлена в виде леса, то тема - на солнышке или облаках. Правила и советы не концентрируются в одном месте, а раз-
бросаны по стене: по одному совету-предложению даны персонажам, написаны на предметах задуманного сюжета. Так, у гусей-лебедей в клювах - перья, на перьях - советы. Звери: заяц, белочка, медведь держат в лапках любимые лакомства: морковь, орех, бочку с медом, на них - кармашки с советами. Советов должно быть не более пяти. Все правила и рекомендации пишутся печатными буквами на светлом фоне (не допускается написание на красном, зеленом и других темных тонах бумаги), причем, чтобы не сливались тона, на которых написан текст, со стеной, можно окантовать силуэт предмета, персонажа яркими цветами. Важную роль в оформлении настенной информации играет новизна и необычность материалов. Так Карлсон, держащий в руках банку с вареньем, изготовлен из паралона, пропеллер из пластика, ворот из шелка, глаза из пуговок, волосы из шерстяных ниток, высыпает из банки клубнички, на которых помещены конкретные советы на тему "Если ребенок лжет". Еще вариант: вверху на стене - луна, на которой - тема, а на елке, шляпке грибка, сердцевинке цветка - советы по воспитанию детей. Настенная информация обновляется ежемесячно.
НАСТОЛЬНАЯ ТЕМАТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Информация по вопросам педагогики, психологии, медицины, располагается на столике. Его желательно накрыть красивой салфеткой, поставить цветы или икэбаны соответственно времени года. У стола - 1-2 стула, рядом - крючок для сеток, сумок. Все это направлено на создание благоприятной атмосферы, необходимой для создания положительных эмоций, восприятия информации, которая должна вызвать интерес родителей. В изготовлении игрушек, сказочных персонажей, участвующих в настольной агитации, желательно привлечь детей, которые обращали бы внимание родителей на свой труд, и сами бережно относились к поделкам. Настольная информация может быть представлена с помощью мягких легких игрушек, изготовленных из разнообразного материала. Тема, выделенная цветом и размером, располагается на основных
предметах сюжета, украшениях персонажей. Подача советов, не более трех, обыгрываете» персонажами.
Примерные варианты сюжетов.
- Черепаха, сделанная из скорлупы грецких орехов, держит плакатик с названием темы: "Если ребенок лжет". На вышитой салфетке голубого цвета - лилии. Они связаны из ниток, из их сердцевинок выглядывают листочки с советами.
- На дереве (из бумаги), в гнезде (из ваты) сидит птичка (из накрахмаленных ниток), в клюве - тема: "Наказывая ребенка, нужно помнить..." Рядом с деревом - игрушки зверей, в лапках которых - советы.
- На пеньке - колобок, сшитый из ткани, в берете. На кисточке берета - тема "Предотвратить травматизм можно, если...", а советы находятся в шляпке грибка, на ягодке, в сердцевинке цветка, расположенных рядом на столе.
- У торшера (из катушек ниток и ткани) сидит бабушка (из папье-маше, бусы из рябины, юбка украшена аппликацией по ткани) и вяжет шарф из трех клубков. На торшере - тема: "Советы по воспитанию внуков", а в клубочках - советы в форме кружков.
- Доктор Айболит держит телеграмму с темой: "Береги глаз, как алмаз" и шприц или карандаш больших размеров, на гранях которых - советы.
- На самоваре, расписанном гжелью, - тема, на блюдцах - чашечки с советами.
- Олимпийский медвежонок (из меха), на груди которого медаль с темой, держит обручи, кольца, в них - советы.
- Петух в клюве несет название темы, в хвосте его - советы.
- Паровоз, изготовленный из картона и ткани, везет пассажиров: зайца, кота, лягушку, белочку (их меха). В парах клубящегося дыма - тема: "Как любить ребенка", а в лапках зверюшек, выглядывающих из окон вагонов, - советы. За паровозом бежит лиса с чемоданом, на котором надпись: "Успехов вам".
УГОЛОК КРАТКОЙ ИНФОРМАЦИИ
Данная рубрика знакомит родителей с короткими высказываниями великих людей, яркими строками стихов, меткими народными пословицами и поговорками по вопросам воспитания и обучения. Этот уголок размещается на стенах коридоров, у входа в детский сад, раздевалку или в пролете между переходами. Как и предыдущие, рубрика оформляется нетрадиционно.
Например, в виде радио, на котором строки М.Ю. Лермонтова:
"Поверь мне, счастье только там,
Где любят нас, где верят нам."
В виде экрана телевизора, на котором написана пословица:
"Учи жену без детей,
А детей - без людей."
В виде звезды из фольги, в которой помещены слова Шекспира:
"Злое слово несет беду устам, его сказавшим".
В виде солнышка, приютившего высказывание Ушинского:
"Никогда не обещайте ребенку, чего нельзя выполнить, и никогда не обманывайте его".
В виде цветка со словами Ж.Ж. Руссо:
"Знаете ли вы, какой самый верный способ сделать вашего ребенка несчастным - это приучить его не встречать ни в чем отказа".
В данном уголке должно быть только одно высказывание, пословица или стихотворение, причем напечатанное крупно, на светлом фоне.
УГОЛОК «ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДОМА"
Материалы данного уголка желательно расположить невысоко на стене над столом, чтобы его оформление стало продолжением сюжета настольной агитации. Так, если на столе тема и советы освещены на предметах сервировки, то на стене - поднос, на нем аппликации тарелок, самоваров, салфеток (из того, чего нет на столе), по количеству советов.
Если на столе - кукла в национальном костюме, то на стене, в уголке "Для чтения дома" - расписное коромысло с ведрами. На коромысле дается тема: "Правила хорошего тона во время беседы", а на ведрах - советы.
Если на столе - курочка Ряба с темой и советами на яйцах, то на стене - лужайка, на которой детские работы по аппликации - цыплята.
Если на столе изображена улица города: машины, дома, то на стене - светофоры с советами для родителей.
УГОЛОК ПОЭЗИИ И МУЗЫКИ
Стихи и песни, которые учат дети на занятиях по музыке, развитию речи и в свободное время, а также стихи, способствующие корректировке поведения взрослых, красочно оформляются в альбомах, тетрадях небольших размеров с тем, чтобы родители могли взять их домой и переписать, особенно те, чьи дети имеют трудности в запоминании, выразительном чтении. Иногда можно давать на дом "хитрые" задания всем родителям, такие как: "Нарисуйте картинки к
куплетам песни, строкам стихотворения". Данные задания рекомендуется писать на каждую семью.
УГОЛОК ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ
В данном уголке - работы детей по рисованию и аппликации, лепке и конструированию. Тема занятия и программное содержание помещаются в специально отведенном кармашке, который располагается в крыше домика, в руках Веселого Карандаша. Работы по рисованию и аппликации могут быть выставлены все или частично, причем, они скрыты "забором", "травкой", чтобы родители не имели возможности сравнивать рисунок своего ребенка с другими. Выставки с детскими работами должны быть хорошо закреплены лесками,ажурной реечкой снизу. Для показа рисунков и аппликаций можно использовать не только выставки, но и попочки с конвертами на каждого ребенка. Работы детей по лепке и конструированию можно разместить на полочках сказочного домика, лесенке избушки, фартуке Лисы-Патрикеевны, украшенных резьбой, плетением. Фамилии и имена детей можно написать на бортике полочки.
МЕДИЦИНСКИЙ УГОЛОК
С помощью этой рубрики родителям предоставляется возможность получить данные о росте, весе ребенка, о диете, режиме дня, получить ответы на волнующие вопросы по профилактике тех или иных заболеваний.
ДОСКА ОБЪЯВЛЕНИЙ
Объявления вывешиваются соответственно форме планшета. Они должны быть напечатаны на листах и окантованы цветной бумагой, с тесьмой, природным материалом, привлекая внимание не только содержанием, но и эстетичным нетрадиционным оформлением. Если это, например, приглашение на новогодний утренник, то текст помещается в бороде Деда Мороза или на мешке с подарками.
На красочном табло, в виде телеграммы, указа-свитка написаны слова благодарности тем родителям, которые оказывают помощь в благоустройстве участков, групп детского сада, приобретении материалов, изготовлении и ремонте игрушек, занимаются с детьми, участвуют в других мероприятиях. Не рекомендуется перечислять сразу много фамилий, лучше по одной и с указанием конкретного вклада.
"Благодарим Петрову Анну Павловну, за организацию театрального кружка".
Стихотворные строки со словами похвалы также служат в качестве морального поощрения:
Он классный мастер - золотые руки!
За это уважаем мы его.
Он мастерит прекрасные игрушки,
На это время не жалея своего.
Иногда необходимо написать слова благодарности всем родителям за участие в конкурсе игрушек, стихов, в подготовке к родительскому собранию, в расчистке снега и сооружении построек. И даже если для некоторых эта благодарность будет адресована авансом, это будет способствовать активизации их деятельности. Главное в оформлении этой рубрики - своевременная похвала, теплые слова и частое ее обновление.
Эта рубрика может иметь и другие, похожие по смыслу, названия: "Приятные новости", "Наши успехи", но основной ее целью является сообщение родителям об успехах детей в труде, культуре поведения, в добрых поступках. Это можно давать короткой информацией как об успехах отдельных детей, так и всей группы. Рубрика поможет знакомить родителей с теми вопросами воспитания, которые актуальны для детей данной группы на данный момент. Похвала нужна детям для того, чтобы вызвать их желание следовать прививаемым правилам, а родителям - веру в своих детей.
Эта рубрика знакомит родителей с темами, целями и задачами основных занятий, чтобы родители были в курсе того, что изучают дети, какие знания, умения и навыки получают они. Это способствует тому, что родители смогут соучаствовать в обучении ребенка, давать им свою посильную помощь. В этой рубрике возможно и обращение педагогов, детей к родителям в виде просьбы оказать помощь в разгадывании ребусов, кроссвордов, в ответе на трудный вопрос, в составлении сказки, стихотворения или принять участие в ролевом чтении сказки и ее театрализации, изготовлении декораций, в совместном рисовании, аппликации, конструировании на заданную тему.
МЕНЮ
Табличка с меню так же, как и все другие, должна быть нескучной. Например, повар с поварешкой указывает на меню, которое написано на колпаке, глаз повара весело подмигивает, а уста говорят:
"Приятного аппетита". Или: изображается костер в печи из фольги, а над ним вывешено меню. Не обязательно меню вывешивать в раздевалке, лучше у входа в детский сад или в специально отведенном месте. Крупный печатный шрифт дает возможность быстрее ознакомиться с предлагаемым меню.
РУБРИКА: ОКНО
- Очень Короткие Новости.
Название может быть и другим. Например, "А знаете ли Вы...", но в отличие от уголка краткой информации здесь содержатся короткие сообщения о новых исследованиях в области педагогики, психологии, медицины, эта рубрика знакомит со статьями из периодической печати и новинками литературы. Оформить панно можно в виде раскрытой книги (из бересты в руках Мери Попинс, Архимеда или телеграммы, которую держит сорока, на глазах которой очки, в клюве лист с текстом.
ФОТОУГОЛОК "ДОБРОЕ УТРО, МАЛЫШ"
Уголок размещается в раздевальной комнате или в группе и служит визитной карточкой. Свои фотографии пришедшие утром дети показывают, переворачивая с обратной стороны на лицевую, как бы заявляя о себе. "Здравствуй, я здесь".
На обратной стороне можно написать фамилию, имя ребенка.
РЕЖИМ И СЕТКА ЗАНЯТИЙ
Эта информация по усмотрению педагогов может быть расположена в специально отведенных уголках помещения детского сада или раздевальной комнате. Желательно на первом собрании сообщить родителям данную информацию или раздать родителям памятки, так как она неизменна в течение года.
ВЫСТАВКА "СДЕЛАЙТЕ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ"
Эта выставка должна побуждать родителей к совместным занятиям с детьми в семье. На специальных полочках выставляются игрушки из бросового природного материала, куклы для театрализации сюжетов сказок, гирлянды, икэбаны из замороженных солью веток, кленовых листьев, праздничная сервировка стола комнатки из обувных коробок для кукол Барби, куклы из сухих трав, аппликации из листьев, семян и многое другое. Родители должны иметь возможность взять домой образцы и по возможности необходимые для изготовления поделок материалы, которые предлагаются тут же в коробках: глина, лоскутки ткани, кожи, фольга, цветная бумага, бусинки, природный и бросовый материал. Для большего интереса родителей к этой деятельности следует объявить конкурс на лучшую работу с последующей выставкой поделок.
ФОТОУГОЛОК "С ВАШИМИ ДЕТЬМИ РАБОТАЮТ"
В этот уголок, оригинально оформленный в виде солнышка, цветочной полянки, в искрах салюта, помещены фотографии с именами, отчествами, фамилиями тех руководителей, педагогов, специалистов, медиков и сотрудников детского сада, которые работают с детьми этой группы. Дополнить фотографии можно информацией об образовании, интересах этих людей. Это поможет родителям иметь представление о тех, кто работает с их детьми, и это облегчает общение родителей с педагогами.
УГОЛОК ЗАБЫТЫХ ВЕЩЕЙ
Обратить внимание родителей на то, что именно здесь находятся потерянные вещи детей, помогут яркие игрушки больших размеров, прикрепленные невысоко к стене или на полу. Карман Чебурашки, кувшин Журавля, фартук Лисы, вагоны поезда могут служить местом хранения этих вещей, на игрушках - призывы или просьбы заглянуть в их кармашки. Надписи должны быть безобидными. Нежелательны такие названия, как "Уголок Маши - растеряши". Сделать это надо тактичнее. Например, на грибке-мухоморе, шляпка которого приподнимается, написано:
Чей платочек,
Чей носочек?
На груди у петушка кармашек с надписью:
Ку-ка-ре-ку! Чей платочек?
Ку-ка-ре-ку! Чей носочек?
Эй, ребята, не зевай,
Свои вещи разбирай.
Из корзины, которую несет медведь, выглядывает Машенька и указывает на надпись:
Высоко сижу,
Далеко гляжу.
Все утерянные веши
В короб я сложу.
В уголках ясельных групп желательно наличие не одного кармашка, а нескольких: для платочков, носков, варежек... Например, в виде гусеницы с несколькими кружками-отделами для забытых вещей и рисунками-указателями. На короне гусеницы - надпись:
"Кто ищет,
тот всегда найдет".
Использование разнообразных материалов и предметов, необходимых для оживления персонажей - глаза подмигивают, рот открывается, ноги и руки двигаются, уши шевелятся, - вызовет особый интерес со стороны детей и взрослых и поможет в обыгрывании речи этих игрушек с целью привития и закрепления правил бережного отношения к своим вещам. Так, Красная Шапочка расскажет детям как беречь вещи и вручит цветочки тем детям, у которых они всегда на своем месте. Буратино своим волшебным ключиком может лечить детей от рассеянности и забывчивости. Заяц шевелит ушами, а Кот - усами, так как заметили разбросанные вещи в раздевалке. Чебурашка, подмигивает и просит в конце каждого дня заглянуть к нему в карман.
"ПОЗДРАВЛЯЕМ"
Красочное панно с таким названием не трудно оформить в коридорах детского сада, а в раздевальной комнате поздравительные тексты можно поместить на доске объявлений. Следует помнить о том, что и поздравление родителей с праздниками, событиями не только способствует созданию хорошего настроения, служит знаком внимания и уважения, но и преследует воспитательные цели.
ЗЕРКАЛО
Удивительно, но даже обычное зеркало, занимающее место на стене соответственно росту детей, является средством воспитания детей и взрослых. Выработать привычку смотреться в зеркало можно в том случае, если оно будет забавным: в виде нарядной уточки, принцессы, космонавта, Петрушки, Чебурашки, белочки. Хорошо, когда эти персонажи обращаются к каждому с добрыми пожеланиями:
"Улыбайтесь",
"Будьте вежливыми",
"Вы очень красивые",
"Я люблю тебя".
«Наглядно-информационые формы взаимодействия
с родителями»
Данные формы общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.
Наглядно-информационные формы условно разделены на две подгруппы:
Задачами одной из них - информационно-ознакомительной - является ознакомление родителей с самим дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей, и преодоление поверхностных мнений о работе дошкольного учреждения.
Задачи другой группы - информационно-просветительской - близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. Их специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное - через газеты, организацию выставок и т.д., поэтому они были выделены в самостоятельную подгруппу, а не объединены с познавательными формами.
В их использовании необходимо соблюдать принцип целенаправленности и принцип систематичности. Главная задача данных форм работы – познакомить родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей в ДОУ (группе) и способствовать преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывать практическую помощь семье. К ним относятся:
записи на магнитофон (диктофон) бесед с детьми,
видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий;
фотографии,
выставки детских работ,
стенды, ширмы, папки-передвижки.
В педагогической практике используются и сочетаются различные виды наглядности:
натурная,
изобразительная,
словесно-образная,
информационная.
Но необходимо отметить, что отношение педагогов к традиционным методам наглядной пропаганды на современном этапе развития взаимоотношений педагога и родителей неоднозначно. Ряд воспитателей убеждены, что наглядные формы общения с родителями неэффективны в современных условиях. Они объясняют это тем, что родители не интересуются материалами, размещенными на стендах, папках-передвижках. А педагоги часто стремятся подменить непосредственное общение с родителями информационными объявлениями, статьями из газет и журналов. По мнению других воспитателей, наглядные формы общения способны выполнять задачи ознакомления родителей с методами и приемами воспитания, оказывать им помощь в решении возникающих проблем. При этом педагогу необходимо выступать в качестве квалифицированного советника, который может подсказать нужный материал, обсудить вместе с родителями возникшую трудность.
Рассмотрим группу традиционных информационно-ознакомительных форм.
Уголок для родителей. Невозможно представить детский сад без красиво и оригинально оформленного родительского уголка. В нем размещается полезная для родителей и детей информация: режим дня группы, расписание занятий, ежедневное меню, полезные статьи и справочные материалы-пособия для родителей. Материалы родительского уголка можно разделить по содержанию на две части:
материалы информационного характера: правила для родителей, распорядок дня, объявления различного характера;
материалы, освещающие вопросы воспитания детей в детском саду и семье. В них отражается текущая работа по воспитанию и развитию детей. Родители наглядно увидят, как можно оборудовать уголок или комнату для ребенка, получат ответы на поставленные вопросы, узнают, какие консультации будут проводиться в ближайшее время.
Выбрать подходящее место на стене. Желательно поместить уголок напротив входной двери или сразу над шкафами в раздевалке. Так нужная информация будет сразу попадаться родителям на глаза. Освободить на стене место для будущего родительского уголка. Сделайте из фанеры планшетный стенд или купите готовый, желательно сборно-разборный, чтобы иметь возможность при необходимости увеличить или уменьшить площадь стенда.
Решить, что именно будет наполнять родительский стенд. Обязательно должны присутствовать плакаты со справочной информацией: родителям о правах ребенка, ОБЖ родителям (правила личной безопасности), родители и второй ребенок, советы врачей, родители и их обязанности и пр.
Обратить внимание на содержание справочных материалов. Все статьи должны быть написаны доступным языком, без сложных терминов, размер шрифта букв - не менее 14 кеглей. Информацию дополнить красочными рисунками.
Подготовить и поместить информацию о детском учреждении и персонале, с указанием контактных телефонов. Это даст родителям возможность получать личные консультации в случае необходимости. Расписание дня, ежедневное меню, информация о воспитанниках группы (рост, вес и прочие показатели) – все это непременная часть родительского уголка.
Традиционно родительский уголок оформляется в виде теремка, крышу которого можно сделать из любого материала (бумаги, самоклеящейся клеёнки, соломы, веток и т.д.). Украшается уголок рисунками, аппликациями и поделками детей. Можно попросить и самих родителей, которые вместе с детьми с удовольствием примут участие в этом творческом мероприятии.
Но можно подумать и о нетривиальном оформлении уголка. Здесь вариантов может быть много. Можно оформите стенд в соответствии с названием группы или общим дизайном приёмной. Например, в виде паровозика с вагончиками. Для этого на каждую статью или памятку (они обычно выпускаются в формате А 4) приклеить из разноцветного картона колеса, сделать окантовку вагончиков цветной бумагой (Приложение 22. Стенгазета «Уголок для родителей»).
Выставки, вернисажи детских работ.Их цель - демонстрируя родителям важных разделов программы или успехов детей по освоению программы (рисунки, самодельные игрушки, детские книги, альбомы и т.д.).
Например: выставка, освящающая разделы программы «Изобразительная деятельность детей в семье и детском саду», «Игрушка и ее воспитательная роль» или выставки детских работ «Осень – запасиха», «Зима пришла» и т.д.
Информационные листы.Они могут нести в себе следующую информацию:
информацию о дополнительных занятиях с детьми (Приложение 23.Информационный листок);
объявления о собраниях, событиях, экскурсиях;
просьбы о помощи;
благодарность добровольным помощникам и т.д.
Памятки для родителей.Небольшое описание (инструкция) правильного (грамотного) по выполнению каких либо действий (Приложение 23.Серия памяток для ДОУ).
Папки–передвижки.Формируются по тематическому принципу: «Чтобы наши дети не болели», «Роль отца в воспитании детей» и т.д. Папка дается во временное пользование родителям. Когда родители ознакомятся с содержанием папки-передвижки, с ними следует побеседовать о прочитанном, ответить на возникшие вопросы, выслушать предложения и т.д. (Приложение 24. Папка-передвижка «Родителям на заметку).
Родительская газета оформляется самими родителями. В ней они отмечают интересные случаи из жизни семьи, делятся опытом воспитания по отдельным вопросам. Например, «Выходной день семьи», «Моя мама», «Мой папа», «Я дома» и т.д.
Видеофильмы. Создаются по определенной тематике, например «Трудовое воспитание ребенка в семье», «Трудовое воспитание детей в детском саду» и др.
К данным формам работы с родителями можно отнести и
оформление фотомонтажей;
совместное создание предметно – развивающей среды;
семейный и групповые альбомы «Наша дружная семейка», «Наша жизнь день за днем», «Воспитание со всех сторон»;
фотовыставки «Моя бабушка – лучше всех»,
«Мама и я, счастливые мгновения», «Папа, мама, я – дружная семья»;
эмоциональный уголок «Я сегодня вот такой», «Здравствуйте, я пришел» и другие.
Данные формы общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.
Наглядно-информационные формы условно разделены на две подгруппы:
1. Задачами одной из них -- информационно-ознакомительной -- является ознакомление родителей с самим дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей, и преодоление поверхностных мнений о работе дошкольного учреждения.
2. Задачи другой группы -- информационно-просветительской-- близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. Их специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное -- через газеты, организацию выставок и т.д., поэтому они были выделены в самостоятельную подгруппу, а не объединены с познавательными формами.
В их использовании необходимо соблюдать принцип целенаправленности и принцип систематичности. Главная задача данных форм работы - познакомить родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей в ДОУ (группе) и способствовать преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывать практическую помощь семье. К ним относятся:
· записи на магнитофон (диктофон) бесед с детьми,
· видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий;
· фотографии,
· выставки детских работ,
· стенды, ширмы, папки-передвижки.
В педагогической практике используются и сочетаются различные виды наглядности:
· натурная,
· изобразительная,
· словесно-образная,
· информационная.
Но необходимо отметить, что отношение педагогов к традиционным методам наглядной пропаганды на современном этапе развития взаимоотношений педагога и родителей неоднозначно. Ряд воспитателей убеждены, что наглядные формы общения с родителями неэффективны в современных условиях. Они объясняют это тем, что родители не интересуются материалами, размещенными на стендах, папках-передвижках. А педагоги часто стремятся подменить непосредственное общение с родителями информационными объявлениями, статьями из газет и журналов. По мнению других воспитателей, наглядные формы общения способны выполнять задачи ознакомления родителей с методами и приемами воспитания, оказывать им помощь в решении возникающих проблем. При этом педагогу необходимо выступать в качестве квалифицированного советника, который может подсказать нужный материал, обсудить вместе с родителями возникшую трудность.
Рассмотрим группу традиционных информационно-ознакомительных форм.
Уголок для родителей. Невозможно представить детский сад без красиво и оригинально оформленного родительского уголка. В нем размещается полезная для родителей и детей информация: режим дня группы, расписание занятий, ежедневное меню, полезные статьи и справочные материалы-пособия для родителей. Материалы родительского уголка можно разделить по содержанию на две части:
· материалы информационного характера: правила для родителей, распорядок дня, объявления различного характера;
· материалы, освещающие вопросы воспитания детей в детском саду и семье. В них отражается текущая работа по воспитанию и развитию детей. Родители наглядно увидят, как можно оборудовать уголок или комнату для ребенка, получат ответы на поставленные вопросы, узнают, какие консультации будут проводиться в ближайшее время.
1. Выбрать подходящее место на стене. Желательно разместить уголок напротив входной двери или сразу над шкафами в раздевалке. Так нужная информация будет сразу попадаться родителям на глаза. Освободить на стене место для будущего родительского уголка. Сделайте из фанеры планшетный стенд или купите готовый, желательно сборно-разборный, чтобы иметь возможность при необходимости увеличить или уменьшить площадь стенда.
2. Решить, что именно будет наполнять родительский стенд. Обязательно должны присутствовать плакаты со справочной информацией: родителям о правах ребенка, ОБЖ родителям (правила личной безопасности), родители и второй ребенок, советы врачей, родители и их обязанности и пр.
3. Обратить внимание на содержание справочных материалов. Все статьи должны быть написаны доступным языком, без сложных терминов, размер шрифта букв - не менее 14 кеглей. Информацию дополнить красочными рисунками.
4. Подготовить и поместить информацию о детском учреждении и персонале, с указанием контактных телефонов. Это даст родителям возможность получать личные консультации в случае необходимости. Расписание дня, ежедневное меню, информация о воспитанниках группы (рост, вес и прочие показатели) - все это непременная часть родительского уголка.
5. Традиционно родительский уголок оформляется в виде теремка, крышу которого можно сделать из любого материала (бумаги, самоклеящейся клеёнки, соломы, веток и т.д.). Украшается уголок рисунками, аппликациями и поделками детей. Можно попросить и самих родителей, которые вместе с детьми с удовольствием примут участие в этом творческом мероприятии.
Но можно подумать и о нетривиальном оформлении уголка. Здесь вариантов может быть много. Можно оформите стенд в соответствии с названием группы или общим дизайном приёмной. Например, в виде паровозика с вагончиками. Для этого на каждую статью или памятку (они обычно выпускаются в формате А4) приклеить из разноцветного картона колеса, сделать окантовку вагончиков цветной бумагой.
Выставки, вернисажи детских работ. Их цель - демонстрируя родителям важных разделов программы или успехов детей по освоению программы (рисунки, самодельные игрушки, детские книги, альбомы и т.д.).
Например: выставка, освящающая разделы программы «Изобразительная деятельность детей в семье и детском саду», «Игрушка и ее воспитательная роль» или выставки детских работ «Осень - запасиха», «Зима пришла» и т.д.
Информационные листы. Они могут нести в себе следующую информацию:
· информацию о дополнительных занятиях с детьми;
· просьбы о помощи;
· благодарность добровольным помощниками т.д.
Памятки для родителей. Небольшое описание (инструкция) правильного (грамотного) по выполнению каких либо действий.
Папки-передвижки. Формируются по тематическому принципу: «Чтобы наши дети не болели», «Роль отца в воспитании детей» и т.д. Папка дается во временное пользование родителям.
Когда родители ознакомятся с содержанием папки-передвижки, с ними следует побеседовать о прочитанном, ответить на возникшие вопросы, выслушать предложения и т.д.
Родительская газета оформляется самими родителями. В ней они отмечают интересные случаи из жизни семьи, делятся опытом воспитания по отдельным вопросам. Например, «Выходной день семьи», «Моя мама», «Мой папа», «Я дома» и т.д.
Видеофильмы. Создаются по определенной тематике, например «Трудовое воспитание ребенка в семье», «Трудовое воспитание детей в детском саду» и др.
К данным формам работы с родителями можно отнести и
· оформление фотомонтажей;
· совместное создание предметно - развивающей среды;
· семейный и групповые альбомы «Наша дружная семейка», «Наша жизнь день за днем», «Воспитание со всех сторон»;
· фотовыставки «Моя бабушка - лучше всех», «Мама и я, счастливые мгновения», «Папа, мама, я - дружная семья»;
· эмоциональный уголок «Я сегодня вот такой», «Здравствуйте, я пришел» и другие.
Большинство графических материалов помещается в приложении к дипломной работе. Некоторые из них, лучше всего иллюстрирующие сущность решаемых задач и выводы, к которым вы пришли, представляются государственной аттестационной комиссии на защите в виде отдельных распечаток с одновременным показом их на экране. Перечень их должен быть тщательно продуман и согласовываться с текстом вашего выступления на защите. Количество этих иллюстративных материалов должно составлять от 8 до 15.
Что же касается всех приложений, которые помещаются в дипломе, то их целесообразнее разместить непосредственно по ходу изложения, чаще всего в исследовательской части работы.
Одни и те же материалы могут быть представлены в различных вариантах, поэтому не зацикливайтесь только на одном виде таблицы, графика или диаграммы. В зависимости оттого, что именно вы хотите показать наглядно, применяйте разнообразные типы организации материалов.
Для того чтобы вам было легче сориентироваться, остановимся на кратком перечне наиболее распространенных видов графических материалов.
1. Различные виды таблиц (аналитические, структурные, комбинированные).
2. Графические схемы, чертежи.
3. Диаграммы и гистограммы (рис. 1).
Наглядно позволяют представить изменение данных на протяжении отрезка времени и очень удобны для наглядного сравнения разных величин. Временные характеристики в гистограммах располагают по горизонтали, а значения - по вертикали. Это подчеркивает характер изменений во времени.
24 5. Наглядные материалы, их виды и использование
4. Диаграммы с областями (рис. 2).
Они также подчеркивают изменения во времени. Отображая сумму значений рядов, такая диаграмма наглядно показывает вклад каждого ряда.
5. Наглядные материалы, их виды и использование 25
6. Линейчатая диаграмма (рис. 4).
Позволяет сравнивать отдельные значения. На них обращается больше внимания, чем на временные изменения.
|
5. График (рис. 3).
Графические зависимости позволяют наглядно представить в динамике изменение фактов и событий изучаемых явлений
7. Линейчатая диаграмма с накоплениями (рис. 5).
Данная диаграмма позволяет оценить вклад частного в общее.
8. Круговая диаграмма (рис. 6).
Она показывает отношение размеров элементов, образующих ряд данных, к сумме элементов. Такой тип диаграммы целесообразно использовать, когда необходимо подчеркнуть важный элемент.
Для облегчения работы с маленькими секторами в основной диаграмме их можно объединить в один элемент, а затем выделить этот элемент в отдельную диаграмму рядом с основной.
26 5. Наглядные материалы, их виды и использование
9. Кольцевая диаграмма (рис. 7).
Как и круговая, кольцевая диаграмма показывает соотношение частей и целого, но она может включать несколько рядов данных (каждое кольцо в диаграмме соответствует одному ряду данных).
10. Точечная диаграмма (рис. 8).
Наглядно показывает разброс данных и позволяет оценить стабильность исследуемых значений и результатов.
Таким образом, в дипломной работе целесообразно использовать разные виды наглядно-графических материалов в зависимости от их достоинств и недостатков и взаимосвязи с задачами вашей работы.
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ
6.1. Общие требования
Пояснительная записка должна быть тщательно вычитана. Её общий объем определяет ведущая кафедра в зависимости от требований, предусмотренных учебным планом к дипломной работе. Приложения в общий объем не входят. Пояснительная записка должна быть переплетена в твердую обложку.
Пояснительная записка должна быть аккуратно отпечатана на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210x297). При печати устанавливается полуторный межстрочный интервал. Большее расстояние не рекомендуется.
Текст записки следует размещать, соблюдая следующие размеры полей: левое поле - 20 мм, правое - 10 мм, верхнее - 15 мм, нижнее - 20 мм.
Шрифт должен быть четким, черного цвета средней жирности. Плотность текста должна быть везде одинаковой. При оформлении пояснительной записки на компьютере рекомендуется выбирать тип шрифта Times New Roman. Оптимальная высота шрифта 2,5 мм (12-14 п.).
Опечатки, описки и графические неточности, обнаруженные в процессе оформления пояснительной записки, допускается закрашивать белой краской с нанесением на том же месте исправленного текста черной тушью или пастой рукописным способом буквами и цифрами, приближенными к основному тексту пояснительной записки. Число исправлений на одном листе (страницы) не должно превышать 10 % от общего объема информации на листе.
Фамилии, названия учреждений, организаций, фирм, названия изделий и другие собственные имена в тексте приводят на языке оригинала. Допускается транслитерировать собственные имена и приводить названия организации в переводе на язык ра-
|
28 6. Требования к оформлению
боты (русский язык) с добавлением при первом упоминании оригинального названия.
В пояснительной записке можно использовать сокращения русских слов и словосочетаний в соответствии с действующим государственным стандартом.
Текст основной части пояснительной записки делят на разделы, подразделы, пункты.
Заголовки разделов размещают симметрично тексту прописными буквами. Заголовки подразделов печатают с абзаца строчными буквами, кроме первой прописной. Переносы слов в заголовках не допускаются. Точку в конце заголовка не ставят. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Расстояние между заголовками структурных частей работы и основным текстом должно составлять 3-4 интервала.
Слова «аннотация», «содержание», «перечень условных обозначений символов, единиц и терминов», «введение», «заключение», «библиография» печатают на отдельной строке прописными буквами как заголовки соответствующих структурных частей пояснительной записки.
Расстояние между заголовком и текстом должно быть в полтора раза больше межстрочного интервала (подчеркивать заголовки не допускается).
Каждый раздел следует начинать с нового листа (страницы).
Абзацы в тексте начинаются отступом, равным 15-17 мм.
6.2. Нумерация страниц
Страницы дипломной работы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всей работе. Номер страницы проставляют в середине верхнего поля листа без отточий и дефисов. Титульный лист и задание (см. приложение 2, 3) - включают в общую нумерацию страниц работы, но номера страниц на них не проставляют.
Разделы, подразделы, пункты, подпункты должны иметь порядковую нумерацию в пределах всей работы и обозначаться арабскими цифрами, например, 1, 2, 3 и т. д. Номер пункта, подпункта включает номер раздела, подраздела, разделённые точкой, например 1.1.1, 1.1.2.1, 1.3.2.4 и т. д. Если раздел или пункт имеет только один подпункт, то нумеровать пункт (подпункт) не следует.
6. Требования к оформлению 29
Иллюстрации
Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, диаграммы, фотографии) следует располагать непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. На все иллюстрации должны быть ссылки в тексте.
Чертежи, графики, схемы, диаграммы, помещенные в работе, должны соответствовать требованиям государственных стандартов ЕСКД.
Иллюстрации, таблицы, чертежи, схемы, графики, которые расположены на отдельных страницах, включают в общую нумерацию станиц. Таблицу, рисунок или чертеж, размеры которого больше формата А4, учитывают как одну страницу. Листы формата более А4 помещают в конце пояснительной записки после заключения в порядке их упоминания в тексте.
Иллюстрации должны иметь название, которое помещают над иллюстрацией. При необходимости под иллюстрацией помещают поясняющую информацию (схема расположения информации при оформлении иллюстрации дана на рис. 9, а пример - в приложении 4).
Иллюстрации нумеруются арабскими цифрами в пределах всей работы или в пределах одного раздела, например «Рисунок 3.1» обозначает первый рисунок третьего раздела. Если в работе только одна иллюстрация, ее нумеровать не следует и слово «рисунок» под ней не пишут.
Иллюстрацию следует выполнять на одной странице. Если иллюстрация не умещается на одной странице, можно перено-
30 6. Требования к оформлению
сить ее на другие страницы, при этом название иллюстрации помещают на первой странице, поясняющие данные - к каждой странице и под ними указывают: «Рисунок... , лист...» .
6.4. Таблицы
Цифровой материал, как правило, должен оформляться в виде таблицы, условное изображение которой представлено на рис. 10.
Таблицу следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице.
Таблицы нумеруют последовательно арабскими цифрами в пределах всей работы или раздела, за исключением таблиц, приведенных в приложении. Номер следует располагать в правом верхнем углу таблицы над заголовком таблицы после слова «Таблица» с указанием номера таблицы (образец оформления таблицы приведен в приложении 5).
Если в работе только одна таблица, то нумеровать ее не следует и слово «Таблица» не пишут.
При переносе части таблицы на другой лист (страницу) слово «Таблица» и ее номер указывают один раз справа над первой
Таблица (номер) | ||||||||||
Г 1 | ||||||||||
(название таблицы) | (ссылка) | |||||||||
Головка А | ^ | Строки Подзаголовки Заголовки фаф фаф | ||||||||
Боковик (графа для заголовка) | V | / | ||||||||
Графы колонки | ||||||||||
6. Требования к оформлению 31
частью таблицы; над другими частями пишут слово «Продолжение». Если приведено несколько таблиц, то после слова «Продолжение» указывают номер таблицы, например: «Продолжение табл. 1.4»,
Таблицу с большим количеством граф допускается делить на части и помещать одну часть под другой в пределах одной страницы. В этом случае в каждой таблице повторяют заголовки ее строк (боковик).
6.5. Формулы и уравнения
Формулы и уравнения следует нумеровать порядковой нумерацией в пределах всей работы или раздела арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении на строке, где размещена формула. Например, запись (3.1) обозначает первую формулу третьего раздела.
Если в работе приведена только одна формула или уравнение, их не нумеруют.
Пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в какой они даны в формуле. Значение каждого символа и числового коэффициента следует давать с новой строки. Первую строку объяснения начинают со слова «где» без двоеточия (образец оформления формул и уравнений приведены в приложении 6).
Уравнения и формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной строки. Если уравнение не умещается в одну строку, оно должно быть перенесено после знака равенства (=) или после знаков плюс (+), минус (-), умножения (х), деления (:) или других математических знаков.
Ссылки на иллюстрации указывают порядковым номером иллюстрации, например: «рисунок 1.2». При повторной ссылке на ту же иллюстрацию добавляют сокращение слова «смотри», т. е. запись будет выглядеть так «см. рисунок 1.2».
32 6. Требования к оформлению
Если в работе одна иллюстрация, одна таблица, одна формула или уравнение, одно приложение, то при ссылках следует писать: «на рисунке», «в таблице», «по формуле», «в приложении».
На все иллюстрации, таблицы, формулы и уравнения, приложения должны быть ссылки в тексте, например: «в табл. 3.2», «по уравнению 2.4», «на рисунке 3.5», «в приложении 4». В повторных ссылках на таблицы и иллюстрации следует указывать сокращенно, следующим образом «см. табл. 1.3».
Ссылки в тексте на источники допускается приводить в подстрочном примечании. На одной странице подстрочное примечание не должно превышать 50 мм от нижнего поля. Пример оформления подстрочных ссылок приведен в приложении 7.
6.7. Перечисления и примечания
Перечисления, при необходимости, могут быть приведены внутри пунктов или подпунктов. Перечисления следует нумеровать порядковой нумерацией арабскими цифрами со скобкой, например 1), 2), 3) и т. д., и печатать строчными буквами с абзацного отступа.
В пределах одного пункта или подпункта не рекомендуется приводить более одной группы перечислений.
Примечания следует помещать при необходимости пояснения содержания текста, таблицы, иллюстрации, к которым они относятся, и печатают с прописной буквы с абзацного отступа.
Слово «Примечание» следует печатать с прописной буквы с абзацного отступа вразрядку и не подчеркивать.
Одно примечание не нумеруют. Несколько примечаний следует нумеровать порядковой нумерацией арабскими цифрами с точкой, например:
Примечание.
Примечания:
1...........................
2...........................
3...........................
Примечание выделяется применением меньшего размера шрифта (основной текст - 14 п., для примечаний - 12 п.).
6. Требования к оформлению 33
Для более компактного оформления в содержание можно включать только наименование разделов и подразделов. Пример оформления содержания приведен в приложении 8.
6.9. Перечень условных обозначений
Если в работе принята специфическая терминология, а также малораспространенные сокращения, новые символы, обозначения и т. п., то их перечень должен быть представлен в виде отдельного списка.
Перечень должен располагаться столбцом, в котором в алфавитном порядке слева приводят принятое сокращение, а справа - его детальную расшифровку. Пример оформления перечня приведен в приложении 9.
Если специальные термины, сокращения, символы, обозначения и т. п. повторяются менее трех раз, ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ не составляют, а их расшифровку приводят в тексте при первом упоминании.
6.10. Оформление списка основных источников
и литературы
Всю совокупность источников, использованных при выполнении дипломной работы, оформляют в виде двух взаимосвязанных частей, которые имеют следующую структуру:
Библиография:
Литература;
Справочная литература;
Периодические издания;
Публикации на иностранных языках.
34 6. Требования к оформлению
Нормативные правовые акты;
Публикации документов;
Нормативно-методические документы;
Каталоги, правила, инструкции, технические условия и т. п.
Материалами, входящими в состав неопубликованных источ
ников, являются:
Архивные документы;
Положения об учреждениях;
Различного рода инструкции, имеющиеся и действующие
только в конкретных подразделениях организаций и пред
приятий, и прочее.
К литературе относятся:
Монографии;
Учебники, учебные пособия;
Статьи в различных сборниках.
Примерами справочной литературы могут служить энциклопедии, словари, путеводители, различные справочники и т. д.
Периодические издания - журналы, газеты, продолжающиеся сборники и тому подобные источники.
Публикации на иностранных языках вбирают все источники, напечатанные на языке, отличающимся от языка пояснительной записки.
Названные источники оформляют по группам в зависимости от их характеристики. Первоначальную разбивку проводят по признаку опубликования: опубликованные, неопубликованные источники.
Нормативно-методические документы включают стандарты, методические рекомендации, каталоги, правила, инструкции, технические условия и т. п. Это учитывается при определении очередности построения списка источников.
Внутри каждой выделенной группы источники располагают по хронологии, в пределах установленной подгруппы документы перечисляют в алфавитном порядке по названиям, а норматив-
6. Требования к оформлению 35
но-технические и методические документы - по изданиям государственным, ведомственным и т. д.
Сначала приводят диссертации, которые располагают в алфавитном порядке по фамилиям авторов работ, затем список неопубликованных отчетов в алфавитном порядке по названиям, а при совпадении названий - в хронологическом порядке издания. Следующую группу (архивные документы), располагают в таком порядке: по названию архива, далее по номерам архивного фонда, описи, делам.
Завершающую группу, включающую положения об учреждениях, различного рода инструкции и прочее, размещают по названиям в алфавитном порядке. Правила библиографического описания данных источников такие же, как для документов.
При формировании списка следует соблюдать следующую структуру:
Литература;
Справочная литература;
Периодические издания;
Иноязычные публикации.
Внутри каждой части источники следует располагать в алфавитном порядке по фамилиям авторов или по названиям. Названия принимают во внимание, если фамилии авторов не приведены.
Пример оформления списка источников приведен в приложении 10.
Всю литературу в списке представляют в соответствии с требованиями к оформлению библиографического описания документа ГОСТ Р 7.1.-2003.
Первым элементом библиографического описания является автор. В описании издания:
36 6. Требования к оформлению
Вторым элементом описания является название работы. Оно берется с титульного листа и записывается строчными буквами, начиная с первой прописной.
Третьим элементом описания являются сведения о месте издания, наименования издательства и года издания.
Примеры оформления библиографического описания приведены в приложении 11.
При оформлении статей из различных источников - указывают названия журнала или сборника, где они опубликованы, год, номер журнала и страницы.
Порядок оформления статьи практически такой же как и порядок оформления издания, описанный в предыдущем пункте. Только вначале описания приводятся сведения о самой статье, затем о содержащем ее источнике, например, журнале в котором она опубликована, выходные данные данного журнала (место издания, наименование издательства, год издания).
Примеры оформления библиографического описания статей из периодических изданий приведены в приложении 11.
При оформлении подстрочных ссылок источники следует располагать в порядке их появления в тексте пояснительной записки.
6. Требования к оформлению 37
В ссылках на государственные стандарты указывают: номер стандарта, его название, дата времени его введения, место издания и год издания. В повторных ссылках на стандарты приводится обозначение документа, его номер и год принятия, например: ГОСТ Р 6.30-2003.
6.11. Приложения
Приложения, являющиеся продолжением пояснительной записки, размещают на последующих ее страницах в порядке ссылок на них в тексте.
Каждое приложение следует начинать с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова «приложение», напечатанного строчными буквами (первая буква - прописная). Каждое приложение должно иметь содержательный заголовок. Если в записке более одного приложения, их нумеруют последовательно арабскими цифрами без знака «№» (приложение 1, приложение 2 и т. д.).
При расположении одного приложения на нескольких листах (страницах), начиная со второго листа его размещения, в правом верхнем углу страницы указывают «Продолжение приложения», а на последнем листе приложения делают запись: «Окончание приложения». Запись делают строчными буквами, начиная прописной. Если приложений несколько, то указывают номер.
Приложение-дополнение, представляющее собой графический или раздаточный материал к докладу, оформляют по требованиям представления иллюстративного материала в пояснительной записке.
Раздаточный материал брошюруют под самостоятельным титульным листом так, чтобы его было удобно рассматривать без поворота или с поворотом по часовой стрелке. На каждом листе раздаточного материала необходимо помещать порядковый номер, идентичный номеру плаката или слайда, используемых при докладе.
Пример оформления титульного листа к раздаточному материалу приведен в приложении 12.
Электронную копию пояснительной записки и материала приложения-дополнения сохраняют на внешнем носителе (дискета или CD). Она подшивается в соответствующей упаковке в конце пояснительной записки.
38 6. Требования к оформлению
Аннотация
Аннотация представляет собой краткую характеристику дипломной работы и должна содержать:
Общие сведения о работе: объем, количество иллюстраций, таблиц, количество использованных источников;
Перечень ключевых слов;
Аннотацию начинают с общих сведений о работе в виде перечня перечисленных выше параметров с указанием их количества. Записывают их с красной строки строчными буквами за исключением первой прописной. Например: «Объем работы 92 с, 11 рисунков, 8 таблиц, 35 источников информации, 3 приложения».
Перечень ключевых слов должен характеризовать содержание дипломной работы и включать от 5 до 15 ключевых слов в именительном падеже, напечатанных в строку через запятые прописными буквами с новой строки после общих сведений о работе.
Текст аннотации должен отражать:
Цель работы;
Методы, средства анализа и полученные результаты;
Эффективность или область применения результатов работы.
Оптимальный объем текста аннотации 1200-1500 знаков (не более одной страницы). Пример оформления аннотации приведен в приложении 13.
Аннотация помещается после задания на дипломную работу, не нумеруется и в общий подсчет объема работы не входит.
ЗАЩИТА ДИПЛОМА
Итак, ваш дипломная работа написана, оформлена, одобрена научным руководителем, утверждена заведующим кафедры и вы получили рецензию.
День вашей защиты назначен.
Цель защиты дипломной работы - выявление степени раскрытия автором темы работы, самостоятельности и глубины изучения проблем, обоснованности выводов и предложений.
На защите вы должны показать не только знание темы, Но и степень овладения научным методом мышления, логическим и статистическим анализом исследуемых проблем, способность к самостоятельному научному труду, умение четко и ясно излагать свои мысли и выводы.
Вам необходимо как следует подготовиться к самой процедуре защиты. Прежде всего, запомните, что написание диплома и его защита - это две разные вещи. Умение кратко и точно сформулировать основные положения работы, охарактеризовать специфику решаемых задач, значимость сделанных выводов - все это необходимые условия успешной защиты. Никто за вас этого не сделает. Даже очень хороший дипломный проект может «потеряться», если автор будет говорить сбивчиво, тихо, непоследовательно. Напротив, нередко бывает, что средняя по уровню написания работа представлена четким, логически выстроенным выступлением, развернутыми и емкими характеристиками главных выводов и самое основное - автор всячески подчеркивает основную ценность и значимость проделанной им работы.
В отличие от зачета или экзамена, где преподаватель может помочь хорошо успевающему, но растерявшемуся студенту наводящими вопросами, сориентировать его в материале, на защите диплома этого не будет. Вопросы будут задавать исходя из содержания подготовленных вами наглядных материалов и того, что вы расскажете в своем выступлении. Целью этих вопросов является прояснение основных характеристик представленной
40 7. Защита диплома
работы. В отличие от экзамена комиссия не знает деталей, качественных особенностей вашей работы и будет судить об этом по тому, что услышит от вас.
Поэтому главная ваша задача - подготовить устное выступление таким образом, чтобы максимально выигрышно осветить сущность сделанного вами. Конечно, многие из членов государственной аттестационной комиссии просмотрят сам текст дипломного проекта, возможно, более внимательно остановятся на заинтересовавших их аспектах, но все же так подробно и детально, как вы сами, вашу работу никто представлять не будет. Кстати, те из студентов, которые пользуются в большей или меньшей степени посторонней помощью в написании работы, как правило, не в состоянии ответить на большинство задаваемых членами комиссии вопросов. Нельзя сказать, что эти вопросы чересчур сложны, но для тех, кто не писал работу сам, они, безусловно, покажутся трудными. То же самое хочется сказать и очень рассеянным студентам, которые быстро забывают материал: хорошее знание содержания дипломной работы на защите является обязательным.
За несколько дней внимательно и не торопясь перечитайте диплом, попытайтесь сформулировать несколько предложений по содержанию каждой из глав. Хорошо помогают также примерные вопросы, которые вы сами себе задаете, просматривая оглавление, введение и заключение. Не поленитесь сделать это, и вы будете чувствовать себя на защите намного увереннее. Если вы сможете накануне защиты с ходу, не задумываясь, задать десять вопросов по содержанию своего диплома, а, подумав немного, еще столько же - вы молодец! Обязательно запишите эти вопросы. Умение взглянуть на свою работу глазами стороннего наблюдателя - важный этап при подготовке к защите.
Разумеется, текст выступления надо составить заранее и показать его научному руководителю. Желательно, чтобы вы излагали доклад свободно, не читая письменного текста. Ваша речь должна быть ясной, грамматически точной, уверенной, что сделает ее понятной и убедительной. Дипломник, который не может оторваться от написанного и хотя бы в течение 7-10 минут рассказать об особенностях своей работы, вызывает большие сомнения. Конечно, никто не отнимет у вас черновик доклада, если все же вы будете его читать, но, поверьте, выглядеть это будет гораздо хуже.
7. Защита диплома 41
В ходе доклада необходимо использовать заранее подготовленные иллюстрации, но обращаться к ним следует только по мере необходимости. Иногда допускается и другая крайность, когда в докладе имеются таблицы, графики и т. д., а студент не обращается к ним. Не стойте на одном месте! Возьмите указку, подойдите к экрану (разумеется, без черновика в руках), покажите, что это за таблицы и схемы, зачем они, что здесь самое главное, на что нужно обратить внимание. Обязательно оживляйте свою речь обращениями непосредственно к комиссии: «Обратите внимание...»; «Уважаемые члены комиссии, как мы видим на этой схеме...»; «Этот материал представлен для того, чтобы...» и т. д.
Очень хорошее впечатление производит студент, который показывает взаимосвязь между предложенными наглядными материалами.
Что касается самого текста выступления, то он, естественно, будет отражать содержание вашей дипломной работы. Общие правила построения речи на защите следующие:
1. Начните с обращения к комиссии: «Уважаемая комиссия, разрешите представить дипломную работу...». Если Вы выступаете первым или не видели в этот день всех, кто вас сейчас будет слушать, логичнее сначала поздороваться.
2. Назовите тему диплома. Объясните актуальность темы, покажите связь работы с решением практических задач управления. Иначе будет неясно, в чем заключается ценность вашей работы. Слова «актуальность» и «практические задачи» (естественно, с конкретным их перечнем) должны звучать в выступлении обязательно.
3. Расскажите, в чем состояла цель дипломной работы и какие задачи вы для этого решали. По сути, задачи - это различные направления, т. е. аспекты вашей дипломной работы. Здесь же назовите предмет исследования и объект изучения.
4. Осветите материал, на основании которого была написана работа. Что это за источники, где вы с ними ознакомились, в чем особенности работы с ними.
5. Переходите к методам работы. Кратко перечислите их (можно сделать это во взаимосвязи с источниками). Например: «В работе мы использовали внутреннюю документацию, связанную с работой отделов..., при анализе этих источников применял метод сравнительной характеристики или экспресс-анализ финансовой документации... и т. д.».
42 7. Защита диплома
6. Основные выводы дипломной работы. Здесь необходимо обращение к наглядным материалам (хотя часть схем может быть представлена ранее и касаться постановки задач, взаимосвязи источников и т. д.).
7. Подведите итоги: напомните об актуальности работы, объясняете специфику решаемых задач и четко формулируете, в чем заключается ценность проделанной вами работы.
После этого поблагодарите членов комиссии за внимание и ждите вопросов.
В ходе выступления с докладом следует обратить внимание на правильное произношение слов. В языке экономистов имеется около двух-трех десятков слов, которые почти всегда произносят с ошибкой в ударении. Например, следует произносить правильно следующие слова и словосочетания: августовский, агентские операции, валовой, безотзывной аккредитив, бордеро, вопрос снялся, деньгами, депозит, договор (мн. договоры), заём (а не займ, но в родительном падеже - займа), затраты приведённые, операционная асимметрия, ипотека, камбио, карточка с образцами подписей, каско, квартал, револьверный кредит, маркетинг, мизерный, начать, недоимка, нормирование, нувориш, обеспечение, онкольный кредит, одновременно, оптом, оптовый, отзыв акций, отраслей, технические паспорта (паспортов), пеня, переводной вексель, повременная оплата труда, принять, склады (складов), средства, трансферт, уставной фонд, факсимиле, феномен, ходатайство, договорная цена, цена оптовая, эксперт и т. д. 1
При выступлении с докладом следует стремиться к выразительности, которая зависит от темпа, громкости и интонации речи. Если вы будете говорить торопливо, проглатывая окончания слов или очень тихо и невнятно, то качество выступления от этого очень снизится. Спокойная, неторопливая манера изложения всегда импонирует членам комиссии. В ходе доклада вы должны быть обращены к комиссии лицом. Если необходимо повернуться к комиссии боком, надо усилить громкость голоса.
После окончания доклада члены комиссии могут задать вам вопросы, уточнить отдельные моменты доклада и результатов работы. Вопросы могут носить конкретный или общий характер. Наиболее распространенные общие вопросы: «Что в работе вы-
1 Сводный словарь современной русской лексики: В 2 т. / АН СССР. Ин-т рус. яз. / Под ред. Р. П. Рогожниковой. М.: Рус. яз., 1991.
7. Защита диплома 43
полнено лично вами? В чем состоит новизна работы?», «В чем заключается практическая значимость работы?», «Чем отличается предложенное вами решение от существующих?».
После оглашения вопроса не спешите сразу давать ответ. Как следует осмыслите вопрос, сконцентрируйтесь. Если вы не поняли вопроса, попросите его повторить или уточнить вопрос.
Ответы должны быть конкретными, краткими и состоять, как правило, из двух-трех предложений. Склонность к сомнению при ответах может быть воспринято членами комиссии как неуверенность дипломника в знаниях и плохое понимание тех вопросов, которые освещена в работе, поэтому следует давать самый короткий из всех возможных ответов. Отвечать следует уверенно, четко, при необходимости обращаться к слайдам и тексту дипломной работы.
Разделы: Работа с родителями
Семья во все времена является основным институтом, ответственным за развитие и воспитание ребенка. “Родители (законные представители) обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка” (п.1 ст. 44 Закона “Об Образовании в РФ”). Наиболее значимым документом, ориентирующим на партнерство семьи и ДОО является ФГОС ДО (Стандарт). Одно из важных положений Стандарта – обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей, вовлечение семей в образовательную деятельность, - требует пересмотра вопроса организации взаимодействия детского сада с семьями воспитанников.
Основные задачи организации взаимодействия с семьями воспитанников – психолого – педагогическое просвещение родителей, информирование о деятельности ДОО. Каждая семья по-своему определяет для себя процесс воспитания, но в силу разных обстоятельств, в разной степени нуждается в квалифицированной педагогической помощи. Задача педагога – привлечь родителей к сотрудничеству и подвести к знанию и пониманию педагогических принципов.
Одной из наиболее эффективных форм является наглядная информация, позволяющая педагогу без непосредственного контакта с родителями организовать информирование и педагогическое просвещение. Соблюдая современные требования к оформлению информационных стендов для родителей (единый стиль, красочность оформления, актуальность, динамичность, “читаемость” содержания материала), я увлеклась оформлением в группе и приемной стендов, ширм с использованием картинок, фонов и шаблонов, скаченных в Интернете. Приложение 1.
Работа интересная и кропотливая. Но как показывает практика, информацией на стендах интересуются только 45% родителей. Большинство современных мам и пап, в силу своей занятости, даже не читают информацию на стендах, а если читают, то бегло, невнимательно. В такой ситуации трудно говорить об их педагогическом просвещении. Возникла необходимость поиска других эффективных форм наглядного информирования.
Буклет – простая и доступная форма взаимодействия с семьями воспитанников. Его можно взять с собой и в свободное время ознакомиться с содержанием. Материал в нем излагается кратко, доступно, только самое главное. Создавая информационные буклеты, следует руководствоваться следующими требованиями:
- Актуальность, новизна информации.
- Оригинальность подачи темы.
- Единство стиля (рамка, шрифт, картинки, цветовая гамма).
- Ссылка на издание, включая авторство и год публикации.
- Не стоит злоупотреблять декоративными элементами и картинками.
- Правила и советы оформляются в виде разделов, тезисов.
Буклеты могут быть подготовлены к родительскому собранию, к изучению какой-либо темы с рекомендациями для родителей. Они доступны для родителей в приемной. Красочно и необычно оформленное место их “проживания”, безусловно, привлекает внимание мам и пап. Тематика буклетов может быть самой разнообразной. Например: “Секреты воспитания вежливого ребенка”, “Как избавить ребенка от страхов?”, “Развивающие игры из подручных материалов”, “Игрушечное хозяйство 2-3 летних детей”, “Этот сложный возраст. Кризис трех лет”. Приложение 2.
Выпуск групповой газеты – не новая, но очень эффективная форма наглядной пропаганды педагогических знаний, информирования родителей о деятельности детского сада, о жизни детей в группе. Начиная работу над созданием первого выпуска, я сомневалась в её эффективности. Но обратившись к родителям с данной идеей, я нашла единомышленников. Теперь у нас работает целая творческая группа родителей, у каждого свои роли, мы активно включились в сюжетно-ролевую игру “Редакция газеты “Кнопочки”.
Название газеты - “Кнопочки”. Выходит один раз в месяц. Члены редколлегии создали эмблему группы, определились со стилем оформления газеты. Содержание включает постоянные рубрики: “Новостёнок”, “Гуляй да присматривайся”, “В кругу семьи”, “Семейная академия”, “Азбука здоровья”, “Поздравляем”, “Благодарим”, “Спрашивали? Отвечаем”. Приложение 3.
Девиз нашей газеты “Добрые вести в каждый дом!” И нам это удается, ведь свежий выпуск газеты родители получают по электронной почте и сами решают, что с ней делать. Большинство родителей довольны, не смотря на свою занятость, они всегда в курсе событий группы, детского сада, при необходимости могут получить ответ на интересующий вопрос. Подшивка всех выпусков газеты также размещается в приемной и доступна всем желающим.
В чем эффективность такой формы сотрудничества с семьями воспитанников?
- Родители своевременно получают объективную информацию о деятельности ДОО, о жизни детей в группе. Мы не навязываем свое мнение, родители сами решают, что делать с данной информацией.
- Мы не ограничиваем родителей во времени. Выпуск газеты имеется в каждой семье. С содержанием они могут ознакомиться в любое удобное для них время.
- Любой родитель может стать корреспондентом газеты, обсудить на её страницах волнующие проблемы развития, воспитания детей.
- Современных родителей, особенно молодых, (в нашей группе 72% - родители в возрасте до 35 лет) привлекает общение по электронной почте. Для них это просто, привычно, удобно. Мы идем им навстречу.
Безусловно, такие формы оформления наглядной информации для родителей, как буклет и групповая газета, способствуют налаживанию сотрудничества между семьями воспитанников и педагогами ДОО. Родители активно принимают участие в оформлении газеты, нужную и интересующую информацию о деятельности ДОО, о воспитании и развитии детей имеют всегда под рукой. При таком сотрудничестве обе стороны настроены на положительное и результативное взаимодействие, исключаются конфликтные ситуации, недопонимание и недоверие.
Литература.
- Метенова Н.М. Взрослым о детях. Новые подходы к оформлению и содержанию наглядной информации для родителей в дошкольных учреждениях. – Ярославль, ООО “ИПК “Индиго”, 2011.
- Левшина. Сотрудничество с семьей в создании предметно-развивающей среды для детей раннего возраста// Дошкольная педагогика. - 2013 - №2.
- Майер А.А., Давыдова О.И., Воронина Н.В. 555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада. - М.: ТЦ Сфера, 2011.