Все команды vbscript. VBScript
Продолжение
Visual Basic Script
Зачем нужны VBS-скрипты
VBS-скрипт - это мощное решение для автоматизации действий пользователя в системах семейства Windows. Такой тип сценариев обычно используется для:
- создания сложных сценариев;
- использования объектов из других приложений и библиотек;
- скрытия окон в ходе выполнения сценария;
- шифрования логики сценария.
В основном VBS-сценарии применяются для обработки данных, управления системой, работы с учетными записями пользователей и компьютеров, взаимодействия с офисными приложениями, работы с базами данными и прочих сложных задач.
Основные положения
В зависимости от языка сценария, содержания и шифрования встречаются такие типы скриптов:
- vbs - Visual Basic Script
- vbe - зашифрованный Visual Basic Script
- js - Java Script
- jse - зашифрованный Java Script
- wsh - настройки скрипта
- wsf - XML-интегрированный сценарий
В этой статье я буду рассматривать сценарии типа vbs.
Сценарии обычно редактируются в блокноте Windows, но я рекомедую использовать Notepad2 , который подсвечивает ключевые слова языка Visual Basic и помогает форматировать тело сценария. Итак, vbs-сценарий - это обычный текстовый файл с именем *.VBS, который легко править в блокноте, а запускать на исполнение - двойным щелчком мыши или вызовом по имени в консоли.
Как уже было описано выше, сценарии не компилируются, а интерпретируются. То есть для обработки скрипта в системе должен присутствовать интерпретатор языка VBS, и таких интерпретатора в Windows есть даже две штуки: оконный WScript и консольный CScript - оба интерпритатора - это Windows Script Host (WSH).
По умолчанию все скрипты выполняются через WScript, то есть никаких настроек не требуется, но чтобы выполнить скрипт в окне консоли, необходимо запустить его через CScript, либо установить CScript как интерпретатор, используемый по умолчанию. Для этого в командной строке нужно выполнить следующее:
CScript //H:CScript
После чего все сценарии будут выполняться в режиме консоли. Возврат в оконный режим осуществляется следующей командой:
CScript //H:WScript
В Visual Basic работают следующие правила:
- длина строки не ограничена;
- регистр символов не учитывается;
- количество пробелов между параметрами не учитывается;
- строку команды можно разрывать, а на месте разрыва нужно вставлять символ " _ ";
- максимальная длина имени переменной 255 символов;
- комментарии обозначаются сиволом " " ".
" === Script Information Header ===
" Script Name: " название сценария;
" Date: " дата изменения;
" Author: " автор;
" Description: " описание;
" === Initialization Block ===
Option Explicit " директива, запрещающая автоматическое создание
" переменных;
Dim
Переменные
По умолчанию переменные в сценариях объявляются автоматически при первом использовании в теле скрипта, если это не запрещено директивойOption Explicit. Если же в начале сценария объявить директивуOption Explicit, то все переменные нужно определять заранее с помощью следующих конструкций:
Dim
Константы объявляются в начале сценария с помощью конструкции:
Const
Тип переменной присваивается автоматически после внесения в нее первого значения. В Visual Basic существуют следующие типы данных:
- empty - неинициализированная переменная;
- null - пустая переменная;
- boolean - логический тип, возможные значения: False, True или 0, 1;
- byte - 8-битное целое число без знака, возможные значения: 0 .. 255;
- integer - 32-битное целое число, возможные значения: -32768 .. 32767;
- long - 64-битное целое число, возможные значения: -2147483648 .. 2147483647;
- currency - денежный тип, возможные значения: -922337203685477,5808 до 922337203685477,5807;
- single - число с плавающей точкой, возможные значения: -3.402823e38 .. -1.401298e-45 для отрицательных чисел и 1.401298e-45 .. 3.402823e38 для положительных чисел;
- double - число с плавающей точкой, возможные значения: 1.79769313486232e308 .. -4.94065645841247e-324 для отрицательных чисел и 4.94065645841247e-324 .. 1.79769313486232e308 для положительных чисел;
- date - дата, возможные значения: 01.01.1900 и 31.01.9999;
- string - строковая переменная, вместимость до 2 миллиардов символов;
- object - указатель на объект;
- error - код ошибки.
Данные можно проверять на соответствие типам, а так же переводить из одного типа в другой, если значения позволяют это сделать. Для операций над типами данных используются следующие команды:
VarType(
Как было сказано выше, Visual Basic не накладывает строгих ограничений на имена переменных, но в то же время существуют рекомендации для названий переменных, чтобы в тексте сценария легко определять тип данных. Для этого перед именем переменной рекомендуется ставить условные символы, которые определяют тип переменной:
- iValueName - числовые типы
- sValueName - строковый тип
- bValueName - логический тип
- dValueName - дата
- oValueName - объект
- cValueName - константа
- aArrayName - массив
В VBS-сценариях возможно использование массивов переменных, которые позволяют хранить списки, таблицы и даже более сложные конструкции. Одномерные массивы (списки) могут быть динамическими, то есть они позволяют изменять свою размерность в ходе работы сценария. Все массивы объявляются командойDim:
Dim
Пример использования массивов
Dim aMyArray1(10,10) " создание статического массива размерностью 11х11; Dim aMyArray2() " создание динамического массива; aMyArray1(0,0) = "Hello" " заполнение массива; aMyArray1(0,1) = "People" " заполнение массива; aMyArray1(1,0) = "World" " заполнение массива.
Прежде, чем пользоваться динамическим массивом, ему нужно указать текущую размерность с помощью командыReDim, после чего массив можно переформировать в любом месте сценария, при этом либо очистить весь массив, либо сохранить старые значения ячеек командойPreserve:
ReDim aMyArray2(0) " формирование массива из одного элемента; aMyArray2(0) = "Hello" " заполнение массива; ReDim aMyArray2(1) " удаление старого массива и формирование нового из " друх элементов; aMyArray2(0) = "Hello" " заполнение массива; aMyArray2(1) = "World" " заполнение массива; ReDim Preserve aMyArray2(2) " формирование массива из трех элементов, оставляя " старые значения элементов в тех ячейках, где они были; aMyArray2(1) = "!" " заполнение массива; Erase aMyArray2 " удаляление массива.
Чтобы узнать размерность массива, обычно пользуются функциейUBound, которая будет рассмотрена ниже вместе с остальными функциями работы с данными.
Ветвления по условию
Ни один полноценный сценарий не обходится без ветвлений, ветвления помогают выбрать верный путь при выполнении или невыполнении какого-то заложенного условия. Иными словами, ветвления реализуют логику сценария. В VBS-сценариях реализованы несколько механизмов ветвлений. Рассмотрим их по порядку.
Конструкция для одного действия, выполняемого по условию:
If
Конструкция для нескольких действий, выполняемых по условию:
If
Конструкция "развилка":
If
Конструкция "развилка на несколько путей" (вариант сIf):
If
Во всех приведенных выше конструкциях применяется следующее правило: "Если выполняется условие
Конструкция "развилка на несколько путей" (вариант сSelect):
Select Case
В данной конструкции работает правило: "Если значение переменной
Циклы
Для организации повторяющихся действий или перебора элементов массива обычно используются циклы. В VBS-сценариях организованы несколько видов циклов: обычный цикл, цикл с неизвестным количеством итераций, цикл по условию.
Обычный цикл организуется структуройFor - Next, в аргументах которой задаются такие параметры как имя счетчика (
For
Если в процессе работы цикла потребуется прекратить перебор значений, то это можно сделать с помощью командыExit For
For
Цикл с неизвестным количеством итераций обычно применяется для перебора всех значений в коллекции объекта, когда не известна его размерность. Эта структура переберет все значения (
For Each
For Each oCurrentFile In oFiles WScript.Echo oCurrentFile.Name Next
Циклы с условиями применяются для обработки данных, при выполнении какого-то условия. Такие циклы бывают двух видов: с проверкой в начале цикла и с проверкой в конце.
Цикл, пока выполняется условие, с проверкой в начале
Do While
Цикл, пока не выполнится условие, с проверкой в начале
Do Until
Как уже было сказано выше, условия можно ставить в конец цикла. В этом случае тело цикла будет выполнено как минимум один раз. Так же как и в обычных циклах, цикл с условием можно прервать командойExit Do:
Do
Встроенные функции
Чтобы работать с данными и строить свои процедуры и функции, разработчки Visual Basic уже позаботились об основе сценариев - базовых функциях. VBS-скрипты функции для работы с датами, строками и числами, а так же базовые процедуры ввода-вывода и процедуры работы с сетью. Давайте вкратце рассмотрим встроенные функции.
Функции обработки дат:
Date " возврат текущей даты;
Time " возврат текущего времени;
Now " возврат текущих даты и времени;
DateDiff(
Функции обработки строк:
Asc(
Математические функции:
Randomize " инициализация механизма случайных чисел (ничего не возвращает);
Rnd " возврат случайного нецелочисленного значения от 0 до 1;
Atn(
И, естественно, помимо упомянутых функций, сценарии поддерживают все простейшие математические и логические операции:
- = - оператор присваивания;
- + - сумма двух чисел;
- - - вычитание двух чисел;
- * - умножение двух чисел;
- / - деление двух чисел;
- \ - целочисленное деление двух чисел;
- Mod - остаток от деления двух чисел;
- ^ - возведение в степень;
- & - соединение двух строк;
- Is - сравнение двух объектов;
- Eqv - сравнение двух выражений;
- Not - логическая операция отрицания;
- And - логическая операция конъюнкции;
- Or - логическая операция дизъюнкции;
- Xor - логическая операция исключения;
- Imp - логическая операция импликации.
Очередность выполнения операций определяется как и во всех языках программирования: сначала выполняются операции в скобках, потом вычисляются функции, потом операции умножения и деления, следом идут сложение и вычитание, и завершают вычисление логические операции.
Пользовательские функции
Сценарии, написанные на Visual Basic, позволяют определять пользовательские процедуры и функции и вызывать их из основной программы. Между процедурой и функцией практически нет никакого различия, разница заключется в логическом смысле этих подпрограмм: функции обычно используются для вычисления какого-то значения, а процедуры - для выполнения действий. Тем не менее и процедуры, и функции могут выполнять операции и передавать значения основной программе. Несмотря на это, все же не стоит забывать о предназначении этих подпрограмм: функции - для вычисления, процедуры - для действий.
Функция объявляется операторомFunction, после которого следует название пользовательской функции, которое не должно совпадать ни с одним зарезервированным словом языка Visual Basic, далее указываются переменные, которые будут передаваться подпрограмме в качестве параметров - указание переменных в этой конструкции означает выделение ячеек памяти для переменных подпрограммы (объявление переменных для функции). В теле подпрограммы структура сценария ничем не отличается от обычной программы (здесь можно объявлять дополнительные переменные, поизводить операции, использовать другие функции и процедуры), в конце тела должен присутствовать оператор присвоения функции какому-то значению - это значение и будет возвращено основной программе. Прервать выполнение функции можно операторомExit Function, но в этом случае нужно не забыть присвоить функции какое-то значение, иначе сценарий выдаст ошибку. Завершается функция операторомEnd Function.
Определение функции
Function
Вызов функции
Процедура определяется аналогично функции, но другим оператором -Sub. Так как процедура не возвращает основной программе никаких значений, то оператора присвоения перед выходом из процедуры нет. Прервать выполнение процедуры можно с помощью командыExit Sub, а завершается вся конструкция операторомEnd Sub. Чтобы в основной программе вызвать процедуру, необходимо использовать ключевое словоCallи имя функции с необходимыми аргументами. (Ключевое словоCallне является обязательным, но я рекомендую его использовать чтобы избежать неправильных вызовов процедуры.)
Определение процедуры
Sub
Вызов процедуры
Кстати, процедуры и функции должны располагаются в конце сценария.
Во время работы подпрограммы значения переменных основной части скрипта не изменяются, даже если в подпрограмме есть одноименные переменные. Чтобы подпрограмма имела возможность менять значения переменных основного сценария, необходимо в аргументах подпрограммы задать свойство переменных как ByRef. По умолчанию все переменные определяются со свойством ByVal.
Sub
В данном случае аргумент
Обработка ошибок выполнения сценария
По умолчанию все ошибки обрабатываются сценарием в автоматическом режиме, и, при возникновении ошибки, работа сценария останавливается. Для отключения автоматической обработки ошибок нужно использовать специальную директивуOn Error Resume Next, которая отключает автоматическую обработку ошибок и продолжает работы сценария даже при их наличии. Для ручной обработки ошибок необходимо обратится к встроенному объектуErr, который хранит в себе статус ошибок. Объект Err имеет следующие свойства и методы:
Number " возврат номера последней ошибки; Description " возврат описания последней ошибки; Clear " очистка объекта Err; Raise " вызов тестовой ошибки.
Пример ручной обработки ошибки:
On Error Resume Next iTotalPoints = InputBox("Введите общее количество очков") iNumberOfTests = InputBox("Введите количество тестов") iAvarage = iTotalPoints / iNumberOfTests Select Case Err.Number Case 0 " нет ошибок; WScript.Echo "Средний балл = " & CStr(iAvarage) Case 11 " деление на ноль; WScript.Echo "Количество тестов не может равняться нулю" Case 13 " несоотвествие типов; WScript.Echo "Вы ввели нечисловое значение" Case Else " нет ошибок; WScript.Echo "Неизвестная ошибка WScript.Quit" End Select
Объекты, их методы и свойства
VBS-сценарии, как и их родитель - язык Visual Basic, является объектно-ориентированным языком программирования, то есть основной концепцией является понятие объектов и классов
Класс - это тип, описывающий устройство объектов. Объект подразумевает под собой нечто, что обладает определённым поведением и способом представления, объект - это экземпляр класса. Класс можно сравнить с чертежом, согласно которому создаются объекты. Обычно классы разрабатывают таким образом, чтобы их объекты соответствовали объектам предметной области.
Итак, чтобы работать с объектом, его нужно сначала создать, используя классы из нужной библиотеки:
Set
Удалить объект можно, присвоив ему значение Nothing:
Set
Все объекты, с которыми работает Windows Script Host, имеют методы и свойства. Чтобы обратиться к методу, необходимо указать объект, а через точку - метод с необходимыми параметрами.
Аналогичная ситуация со свойствами, но свойства можно как назначать, так и считывать в переменные и другие свойства, правда, следует учитывать тип данных переменных и свойств, иначе сценарий выдаст ошибку несовместимости типов данных.
Пример. Создание объекта файловой системы, обращение к методу создания папки, удаление объекта. Set oFSO = CreateObject("Scripting.FileSystemObject")
Call oFSO.CreateFolder("C:\Test")
Set oFSO = Nothing
Обратите внимание, что понятие "объект" относится к логике сценария, а не к логике файловой системы. То есть, когда мы говорим "удаление объекта", мы имеем ввиду логический объект сценария, который никак не влияет на удаление каких-то частей файловой системы. Чтобы узнать, какие существуют библиотеки в Вашей операционной системе, включенные в библиотеки классы, их методы и свойства, можно воспользоваться проводником объектов, например из Microsoft Word: Если какая-то библиотека не отражена в списке, то ее можно подключить через меню Tools -> References. В сценариях есть методы, не входящие ни в какой класс, они доступны непосредственно в теле сценария: MsgBox( Пример вывода диалогового окна с запросом текста, а после этого вывод на экран оконного сообщения с введенным текстом. MyValue = InputBox("Введите текст", "Первое окно", "Текст нужно ввести здесь")
MyResult = MsgBox(MyValue, 1, "Второе окно")
Методы и свойства корневого класса WScript, не требуют создания объекта - они автоматически доступны для использования непосредственно в теле сценария. CreateObject( Применение этих методов и свойств более подробно мы разберем в примерах других классов. Для работы с операционной системой используется специальный класс Shell, который позволяет выполнять такие операции как запуск программ, изменение реестра, создание ярлыков, доступ к системным папкам и системным переменным, доступ к системному журналу. Итак, методы и свойства класса Shell: ExpandEnvironmentStrings( Пример. Использование методов и свойств класса Shell.
" Создание объекта класса Shell
Set oShell = Wscript.CreateObject("WScript.Shell")
" Запуск калькулятора
oShell.Run("Calc.exe")
" Задержка
WScript.Sleep(100)
" Запуск блокнота
oShell.Run("Notepad.exe")
" Задержка
WScript.Sleep(100)
" Переключение на окно калькулятора
oShell.AppActivate "Calculator"
" Задержка
WScript.Sleep(100)
" Иммитация нажатия клавиш
oShell.SendKeys("1{+}2{=}")
" Получение пути к рабочему столу
sDesktopPath = oShell.SpecialFolders("Desktop")
" Создание объекта ярлыка
Set oLink = oShell.CreateShortcut(sDesktopPath & "\Test.lnk")
" Настрока ярлыка
oLink.TargetPath = WScript.ScriptFullName
oLink.WindowStyle = 1
oLink.Hotkey = "CTRL+SHIFT+T"
oLink.IconLocation = "notepad.exe,0"
oLink.Description = "Test link"
oLink.WorkingDirectory = sDesktopPath
oLink.Save
" Создание объекта среды и получение в него свойств системы
Set oSysEnv = oShell.Environment("SYSTEM")
" Вывод сообщения о количестве процессоров на экран
MyResult = oShell.Popup("Number of processors: " & oSysEnv("NUMBER_OF_PROCESSORS"), _
3, "Message", 0)
" Получение пути к папке Windows и вывод сообщения на экран
MyResult = oShell.Popup("Windows directory: " & _
oShell.ExpandEnvironmentStrings("%WINDIR%"), 3, "Message", 0)
" Чтение ключа реестра и вывод его значения на экран
WScript.Echo oShell.RegRead ("HKLM\Software\Microsoft\Windows\CurrentVersion\ProductID")
" Запись строкового значения в реестр
MyResult = oShell.RegWrite("HKCU\ScriptEngine\Value", "My Value")
" Запись числового значения в реестр
MyResult = oShell.RegWrite("HKCU\ScriptEngine\Key", 1, "REG_DWORD")
" Удаление ключа реестра
MyResult = oShell.RegDelete("HKCU\ScriptEngine\")
" Запись события в системный журнал
MyResult = oShell.LogEvent(0, "Test Script Completed")
Как мы уже убедились, VBS-сценарии могут работать с оболочкой Windows, но это не единственная их возможность. С помощью класса Network можно получить доступ к сетевым объектам и управлять ими. Давайте подребнее разберем класс Network: ComputerName " возврат имени компьютера;
UserDomain " возврат имени домена;
UserName " возврат имени пользователя;
EnumNetworkDrives " возврат списка подключенных сетевых дисков;
MapNetworkDrive( Пример. Использование методов и свойств класса Network.
" Создание объекта класса Network
Set oNetwork = WScript.CreateObject("WScript.Network")
" Вывод сообщения об имени компьютера
WScript.Echo "Computer Name = " & oNetwork.ComputerName
" Вывод сообщения об имени текущего пользователя
WScript.Echo "User Name = " & oNetwork.UserDomain & "\" & oNetwork.UserName
" Подключение сетевого диска
oNetwork.MapNetworkDrive "Z:" "\\Server\Share"
" Получение коллекции подключенных сетевых дисков
Set oDrives = oNetwork.EnumNetworkDrives
" Вывод сообщений о подключенных сетевых дисках
For i=0 To oDrives.Count -1 step 2
WScript.Echo "Drive " & oDrives.Item(i) & " = " & oDrives.Item(i+1)
Next
" Удаление сетевого диска
oNetwork.RemoveNetworkDrive "Z:"
" Подключение сетевого принтера
oNetwork.AddPrinterConnection "LPT1", "\\Server\Printer"
" Установка принтера по умолчанию
oNetwork.SetDefaultPrinter "\\Server\Printer"
" Получение коллекции о подключенных принтерах
Set oPrinters = oNetwork.EnumPrinterConnections
Очень часто в сценариях встречаются такие случаи, когда необходимо что-то создать, удалить, переместить или изменить на диске компьютера. Эту задачу позволяет решить класс FileSystemObject, предназначенный для работы с файловой системой. Ниже перечисленны объекты, которые может создать этот класс: Методы и свойства класса FileSystemObject (главного объекта): BuildPath( Объекты Drives, Folders и Files класса FileSystemObject хранят в себе информацию о дисках, папках и файлах и, в основном, используюся для сбора информации о файловой системе. Они имеют только два свойства: Count " возвращает количество элементов в коллекции;
Item( Чтобы было более понятно, что же такое коллекция объектов, рассмотрим пример вывода на экран списка файлов корня диска C:
" Создание объекта класса FileSystemObject
Set oFSO = CreateObject("Scripting.FileSystemObject")
" Создание объекта Folder
Set oFolder = oFSO.GetFolder("C:\")
" Получение коллекции файлов
Set oFilesCollection = oFolder.Files
" Получение количества элементов в коллекции
sResult = sResult & oFilesCollection.Count & " files in C:\" & vbCrLf
" Чтение атрибутов каждого файла из коллекции
For Each oFile in oFilesCollection
sResult = sResult & oFile.Name & vbTab
sResult = sResult & oFile.Size & vbCrLf
Next
" Вывод результата на экран
MsgBox(sResult)
Объект Drive предоставляет доступ к свойствам локального или сетевого диска: AvailableSpace " возвращает размер свободного места на диске, доступного пользователю;
DriveLetter " возвращает букву диска;
DriveType " возвращает тип диска;
FileSystem " возвращает тип файловой системы диска;
FreeSpace " возвращает размер свободного места на диске;
IsReady " возвращает доступность диска;
Path " возвращает путь к диску;
RootFolder " создает объект Folder, указывающий на корень диска;
SerialNumber " возвращает серийный номер диска;
ShareName " возвращает сетевое имя диска;
TotalSize " возвращает емкость диска в байтах;
VolumeName " возвращает или устанавливает метку диска.
Объект Folder предоставляет доступ ко всем свойствам папки, а также позволяет производить над ней действия: Attributes " возвращает атрибуты папки;
DateCreated " возвращает дату создания папки;
DateLastAccessed " возвращает дату последнего доступа к папке;
DateLastModified " возвращает дату изменения папки;
Drive " возвращает букву диска, на котором расположена папка;
Files " возвращает коллекцию файлов папки;
IsRootFolder " возвращает True, если папка - это корень диска;
Name " возвращает имя папки;
ParentFolder " создает объект Folder, указывающий на
" родительскую папку;
Path " возвращает путь к папке;
ShortName " возвращает имя папки в формате 8.3;
ShortPath " возвращает путь к папке в формате 8.3;
Size " возвращает размер папки;
SubFolders " возвращает коллекцию подпапок;
Type " возвращает тип папки;
Copy( Объект File аналогичен объекту Folder - он предоставляет доступ ко всем свойствам файла, а также позволяет производить над ним действия: Attributes " возвращает атрибуты файла;
DateCreated " возвращает дату создания файла;
DateLastAccessed " возвращает дату последнего доступа к файла;
DateLastModified " возвращает дату изменения файла;
Drive " возвращает букву диска, на котором расположен файл;
Name " возвращает имя файла;
ParentFolder " создает объект Folder, указывающий на
" родительскую папку;
Path " возвращает путь к файлу;
ShortName " возвращает имя файла в формате 8.3;
ShortPath " возвращает путь к файлу в формате 8.3;
Size " возвращает размер файла;
Type " возвращает тип файла;
Copy( Объект TextStream - это инструмент доступа к содержимому файла. С помощью него можно читать и изменять файл: AtEndOfLine " показывает, достигнут ли конец строки;
AtEndOfStream " показывает, достигнут ли конец строки;
Column " возвращает номер колонки, в которой находится курсор чтения;
Line " возвращает номер строки, в которой находится курсор чтения;
Close " закрывает файл - освобождает его для других процессов;
Read( Мы познакомились со всеми методами и свойствами класса FileSystemObject, рассмотрим пример использования этого класса:
" Задание констант кодов системных папок
Const WindowsFolder = 0
Const SystemFolder = 1
Const TemporaryFolder = 2
" Задание констант кодов типов доступа к текстовому файлу
Const ForReading = 1
Const ForWriting = 2
Const ForAppending = 8
" Создание объекта класса FileSystemObject
Set oFSO = CreateObject("Scripting.FileSystemObject")
" Получение коллекции дисков
Set DrivesCollection = oFSO.Drives
" Обработка каждого диска для получения его метки или сетевого имени
For Each oDrive in DrivesCollection
sResult = sResult & oDrive.DriveLetter & ": "
If oDrive.DriveType = Remote Then
sResult = sResult & oDrive.ShareName & vbCrLf
ElseIf oDrive.IsReady Then
sResult = sResult & oDrive.VolumeName & vbCrLf
Else
sResult = sResult & vbCrLf
End If
Next
" Вывод результатов на экран
Wscript.Echo(sResult)
" Создание объекта диска C:
Set oDrive = oFSO.GetDrive("C")
sResult = oDrive.DriveLetter & ": - "
" Получение типа диска C:
Select Case oDrive.DriveType
Case 0: sResult = sResult & "Unknown - "
Case 1: sResult = sResult & "Removable - "
Case 2: sResult = sResult & "Fixed - "
Case 3: sResult = sResult & "Network - "
Case 4: sResult = sResult & "CD-ROM - "
Case 5: sResult = sResult & "RAM Disk - "
End Select
" Определение доступности диска и получение его свойств
If oDrive.IsReady Then
sResult = sResult & "Ready" & vbCrLf
sResult = sResult & "FileSystem is " & oDrive.FileSystem & vbCrLf
sResult = sResult & "Available Space: " & _
FormatNumber(oDrive.AvailableSpace/1024, 0) & " Kbytes"
Else
sResult = sResult & "Not ready"
End If
" Вывод результатов на экран
Wscript.Echo(sResult)
" Создание объекта служебной папки (папка временных фалов Windows)
Set oTempFolder = oFSO.GetSpecialFolder(TemporaryFolder)
" Создание объекта текстового файла (и создание его в корне диска C:)
Set oFile = oFSO.CreateTextFile("C:\TestFile.txt", True)
" Запись в текстовый файл
oFile.WriteLine("This is a test.")
oFile.WriteLine(sResult)
" Закрытие текстового файла и освобождение его для других процессов
oFile.Close
" Проверка на наличие файла в папке временных файлов Windows, удаление этого файла
If oFSO.FileExists(oFSo.BuildPath(oTempFolder.Path, "TestFile.txt")) Then _
oFSO.DeleteFile(oFSo.BuildPath(oTempFolder.Path, "TestFile.txt"))
" Создание объекта файла
Set oFile = oFSO.GetFile("C:\TestFile.txt")
" Перемещение файла в папку временных файлов Windows
oFile.Move(oFSo.BuildPath(oTempFolder.Path, "TestFile.txt"))
" Изменение атрибута у файла
If oFile.Attributes and 32 Then
oFile.Attributes = oFile.attributes - 32
Wscript.Echo("Archive bit is cleared")
Else
oFile.Attributes = oFile.attributes + 32
Wscript.Echo("Archive bit is set")
End If
sResult = oFile.Path & vbCrLf & oFile.DateLastModified & ":" & vbCrLf
" Создание объекта потока путем открытие файла на чтение
Set oTestFile = oFSO.OpenTextFile(oFile.Path, ForReading, False)
" Чтение потока, пока не встречен его конец
Do While oTestFile.AtEndOfStream <> True
sResult = sResult & oTestFile.ReadLine
Loop
" Закрытие текстового файла и освобождение его для других процессов
oTestFile.Close
" Вывод сообщения на экран
Wscript.Echo(sResult)
Данный сценарий предназначен для очистки системы от устаревших файлов во временных каталогах Windows и профилях пользователей. В этом примере можно увидеть как работают практически все вышеописанные конструкции: структура сценария, название переменных, работа с массивами и коллекциями, ручная обработка ошибок, считывание системных переменных, создание текстового файла журнала работы сценария, работа с файловой системой, использование процедур.
" ==== Script Information Header ====
" script name: Purge Temp
" version: 1.0
" date: 16.07.08
" autor: Bochkarev Vitaly
" description: Скрипт удаляет устаревшие временные файлы с компьютера
" ==== Script Main Logic ====
" Включение ручной обработки ошибок
On Error Resume Next
" Константа временного интервала, когда файлы считаются устаревшими
Const PurgeTime = 14 " дней
" Исключения - профили пользователей, которые не должны обрабатываться
Dim aExceptions(3)
aExceptions(0) = "Default User"
aExceptions(1) = "LocalService"
aExceptions(2) = "NetworkService"
aExceptions(3) = "All Users"
" Создание объектов оболочки и файловой системы
Set oShell = CreateObject("wscript.shell")
Set oFSO = CreateObject("Scripting.Filesystemobject")
" Определение путей служебных папок
sProgramFiles = oShell.ExpandEnvironmentStrings("%ProgramFiles%")
sWinDir = oShell.ExpandEnvironmentStrings("%WinDir%")
sWinTempFolder = sWinDir & "\Temp"
sDocuments = "C:\Documents and Settings"
" Создание фурнала работы сценария
sLogFileName = sWinTempFolder & "\PurgeTemp_" & Date
sLogFileName = Replace(sLogFileName, ".", "_")
sLogFileName = Replace(sLogFileName, "/", "_")
Set oLogFile = oFSO.CreateTextFile(sLogFileName & ".log",true)
oLogFile.WriteLine "========== Start purging =========="
" Очистка временной папки Windows
oLogFile.WriteLine vbCrLf & "========== Windows Temporary folder =========="
PurgeFolder(sWinTempFolder)
" Очистка временной папки профиля пользователя и файлов Интернет
oLogFile.WriteLine vbCrLf & _
"========== Users Temporary folder and Users Temporary Internet Files =========="
Set oDocuments = oFSO.GetFolder(sDocuments)
Set colProfiles = oDocuments.SubFolders
For Each oProfile In colProfiles
bFlag = false
For Each sException in aExceptions
if InStr(oProfile.Path,sException) > 0 then
bFlag = true
exit for
end if
Next
If bFlag = False Then
PurgeFolder(oProfile.Path & "\Local Settings\Temp")
PurgeFolder(oProfile.Path & "\Local Settings\Temporary Internet Files")
End If
Next
" Очистка карантина NOD32
oLogFile.WriteLine vbCrLf & "========== NOD32 Quarantine =========="
sQuarantine = sProgramFiles & "\Eset\Infected"
PurgeFolder(sQuarantine)
" Закрытие файла журнала
oLogFile.WriteLine vbCrLf & "========== Stop purging =========="
oLogFile.Close
" Процедура PurgeFolder - удаление старых файлов
Sub PurgeFolder(sFolderPath)
" Создание объекта Folder
Set oFolder = oFSO.GetFolder(sFolderPath)
" Получение коллекции файлов
Set colFiles = oFolder.Files
" Обработка каждого файла из коллекции
For each oFile in colFiles
" Проверка, является ли файл устаревшим
If (Date-oFile.DateLastModified) > PurgeTime and (Date-oFile.DateCreated) > _
PurgeTime Then
" Запись сообщения в журнал сценария
oLogFile.Writeline oFile.Path & vbTab & oFile.DateCreated
" Удаление устаревшего файла
oFSO.DeleteFile oFile.Path, True
" Проверка на наличие ошибок
if err.Number <> 0 then
" Запись сообщения об ошибке в журнал сценария
oLogFile.Writeline "-----> Error # " & CStr(Err.Number) _
& " " & Err.Description
" Очистка ошибки
Err.Clear
end if
" Пауза в 20 милисекунд
WScript.Sleep 20
End if
Next
" Получение коллекции подпапок
Set colSubFolders = oFolder.SubFolders
" Обработка каждой подпапки
For Each oSubFolder In colSubFolders
" Рекурсивный вызов процедуры удаления старых файлов - подпрограмма вызывает
" сама себя
PurgeFolder(oSubFolder.Path)
" Проверка размера папки
If oSubFolder.Size = 0 Then
" Запись сообщения в журнал сценария
oLogFile.Writeline oSubFolder.Path & vbTab & oSubFolder.DateCreated
" Удаление пустой папки
oFSO.DeleteFolder oSubFolder.Path
" Проверка на наличие ошибок
If err.Number <> 0 then
" Запись сообщения об ошибке в журнал сценария
oLogFile.Writeline "-----> Error # " & CStr(Err.Number) _
& " " & Err.Description
" Очистка ошибки
Err.Clear
End if
End if
Next
End Sub
Итак, мы познакомились с основами сценариев Visual Basic Script. Давайте подведем итог, и определим достоинства и недостатки таких сценариев: Виталий Бочкарев Секция внешних ссылок, то есть ссылок на другие сайты, к которым данный ресурс не имеет никакого отношения.. Кроме этого, владелец сайта сайт не несет никакой ответственности за доступность этих ресурсов и за их контент. В языке VBScript используется единственный тип данных – Variant (Вариант), который позволяет хранить в переменной число, строку, дату, булевское значение, ссылку на объект и другую информацию. Определить тип содержимого переменной можно с помощью набора функций: VarType , TypeName, IsArray, IsDate, IsEmpty, IsNull, IsNumeric, IsObject, которые будут рассмотрены ниже. Тип содержащейся информации еще называется подтипом варианта. Полный список подтипов приведен в следующей таблице: от -3.402823E38 до -1.401298E-45. Для положительных – от 1.401298E-45 до 3.402823E38. 79769313486232E308 до -4.94065645841247E-324. Для положительных -- от 4.94065645841247E-324 до 1.79769313486232E308. В зависимости от выражения, в котором участвует переменная, ее содержимое будет автоматически приведено к нужному типу. Рассмотрим такой пример: Option Explicit
Sub TestVBScript
Dim A, B
A = 5
B = "12"
Application.MessageBox A + B, "", vbOkOnly
End Sub
Так как в выражении участвует числовая переменная A
, интерпретатор преобразует значение переменной B
из строки "12"
в число и просуммирует их: Изменим макрос так, чтобы переменная А
тоже содержала строку: Option Explicit
Sub TestVBScript
Dim A, B
A = "5"
B = "12"
Application.MessageBox A + B, "", vbOkOnly
End Sub
Запустим его на выполнение. Теперь на экране появится результат слияния (конкатенции) двух строк, а не сумма их числовых представлений: Во избежании путаницы с автоматическим приведением типов, рекомендуется использовать функции конверсии: CBool, CByte, CCur, CDate, CDbl, CInt, CLng, CSng, CStr. Если результатом выражения должно быть именно слияние строк, а не сумма их числовых представлений, то следует использовать оператор & вместо +. Переменная – это удобное символьное обозначение области памяти, где приложение хранит некоторые данные. В процессе выполнения приложения значение переменной может изменяться. Перед использованием переменную следует объявить с помощью оператора Dim. С помощью одного оператора можно объявить сразу несколько переменных, если перечислить их имена через запятую: Dim Left, Right, Top, Bottom
При объявлении нет необходимости в указании типа данных, так как все переменные имеют тип Variant. Если в первой строке текста скрипта не указано Option Explicit, то использовать переменные можно без объявления. Но, такой путь может привести к трудно выявимым ошибкам. Достаточно один раз ошибиться в написании имени переменной в тексте программы, чтобы получить непредсказуемый результат. Мы рекомендуем всегда указывать Option Explicit и объявлять переменные.
Имя переменной должно соответствовать следующим требованиям: Область видимости переменной определяется тем, где она была объявлена. Если внутри тела процедуры , то такая переменная называется локальной и доступна только в пределах этой процедуры. Если переменная объявлена в тексте скрипта, то она будет видима для всех процедур или функций определенных в этом скрипте. Локальные переменные могут иметь одинакове имена, если объявлены в разных процедурах. В дереве Проводника окна Редактора скрипт-объектов присутствует специальный раздел – Константы и переменные – для объявления глобальных переменных, видимых для всех скрипт-функций проекта.
Интерпретатор выделяет память для локальных переменных в момент их объявления и высвобождает по выходу из процедуры. Глобальные переменные существуют с момента их объявления и пока скрипт не закончит свое выполнение. Применительно к Гедымину это означает, что глобальные переменные существуют на протяжении всего времени выполнения программы. Значение объявленной переменной присваивается с помощью оператора =. Имя переменной указывается слева от оператора, новое значение – справа. Например: A = 200
B = "Наименование"
Переменная содержащая единственное значение называется скалярной. Иногда, возникает необходимость хранить несколько значений в одной переменной. В этом случае следует объявить массив. Синтаксис объявления идентичен объявлению скалярной переменной за тем исключением, что после имени в круглых скобках мы задаем размерность массива. Следующее объявление создаст массив из 12 элементов: Dim Monthes(11)
В языке VBScript левая граница индекса массива всегда 0. Таким образом размер массива вычисляется, как число указанное в скобках плюс один. При присваивании значения элементу массива следует указать его индекс в круглых скобках: Monthes(0) = "Январь"
Monthes(1) = "Февраль"
Monthes(2) = "Март"
...
Monthes(10) = "Ноябрь"
Monthes(11) = "Декабрь"
Аналогично, при обращении к значению элемента мы используем его индекс: MonthName = Monthes(5)
Массив не обязательно должен быть одномерным. VBScript позволяет нам задать до 60 размерностей при объявлении массива. Например, следующий оператор создаст двумерный массив из 12 строк и двух колонок : Dim MonthDays(11, 1)
При обращении к элементам многомерного массива следует указывать все индексы: MonthDays(0, 0) = "Январь"
MonthDays(0, 1) = 31
MonthDays(1, 0) = "Февраль"
MonthDays(1, 1) = 28
...
Выше мы объявляли массивы, размер которых не меняется в процессе работы программы. Если заранее не известно сколько элементов понадобится, то можно объявить динамический массив: Перед использованием следует установить размер динамического массива с помощью оператора ReDim: ReDim A(25)
В процессе выполнения можно вызывать оператор ReDim многократно, каждый раз изменяя размер массива. Опция Preserve сохраняет значения элементов массива при изменении размера. Например, следующий код увеличит объявленный выше массив на пять элементов, оставив существующие нетронутыми: ReDim Preserve A(30)
Помните, что при уменьшении размера массива, значения удаленных элементов будут безвозвратно утеряны.
С помощью оператора Erase можно очистить элементы фиксированного массива или освободить память, занимаемую динамическим массивом. Dim A
ReDim A(25)
...
Erase A
Правилом хорошего тона является объявление констант для многократно используемых в тексте программы значений. Грамотно присвоенное имя константы улучшает читабельность, а само использование -- упрощает процесс внесения изменений в код. В отличие от переменных, значение константы нельзя изменить в процессе выполнения программы. Создание константы происходит с помощью оператора Const: Const CountryName = "Belarus"
Const CountryCode = 375
Несколько констант могут быть объявлены в рамках одного оператора, через запятую. Как и переменная, константа обладает своей областью видимости в зависимости от того, где (в процедуре или за ее пределами) и как (Public или Private) она была объявлена. Константы, созданные оператором Const без указания Public или Private являются общедоступными по-умолчанию. В дереве Проводника окна Редактора скрипт-объектов присутствует специальный раздел – Константы и переменные – для объявления глобальных констант, видимых для всех скрипт-функций проекта.
Значения строковых констант заключаются в двойные кавычки. Значения типа Дата следует обрамлять символами решетки (#) и использовать американский формат: месяц/день/год. Например: Const Public IndependenceDay = #03/25/1918#
Во избежание путаницы между константами и переменными рекомендуется использовать единый префикс для всех констант, например "con", или набирать имя константы в верхнем регистре. Для облегчения труда программиста VBScript содержит набор предопределенных констант . Операторы VBScript подразделяются на пять категорий: арифметические, сравнения, слияния, логические и присваивания. Формат использования операторов сравнения: Result = expression1 comparisonoperator expression2
где используются следующие операторы сравнения: < (меньше), <= (меньше или равно), > (больше), >= (больше или равно), = (равно), <> (не равно). В зависимости от типов и значений операндов, сравнение осуществляется следующим образом: Специальный оператор Is применяется для сравнения двух объектных переменных и возвращает Истину, если обе переменных ссылаются на один и тотже экземпляр объекта. Result = expression1 & expression2
Если операнд не является строкой, он приводится к строковому типу. Если оба операнда Null, то результат также принимает значение Null, однако, в отличие от остальных операторов, если только один операнд Null, то он принимается равным пустой строке. Операнд, имеющий значение Empty, также воспринимается как пустая строка "". VBScript предоставляет нам следующие логические операторы: В качестве операндов логических операторов могут выступать булевские выражения или числовые значения. В первом случае результатом будет булевская константа, во втором – число. В зависимости от оператора подача на вход одного или двух значений Null может приводить к Null результату. Оператор Not является унарным и возвращает логическое отрицание выражения. Над числовым операндом оператор Not производит побитовую инверсию. Остальные логические операторы являются бинарными. В таблице ниже приведены результаты выполнения каждого из операторов в зависимости от значения операндов Exp1 и Exp2: В жизни чаще всего используются операторы And и Or и гораздо реже – Xor. Нам не приходилось сталкиваться с использованием на практике операторов Eqv и Imp. Если вам тяжело разбираться с приведенной выше таблицей резюмируем действие данных операторов: При побитовом выполнении над числовыми операндами результат логического оператора определяется по следующей таблице: Оператор присваивания (=) подробно описан в разделе "Переменные". Если выражение содержит несколько операторов, то они применяются в соответствии с установленным порядком, который называется приоритетом операторов. Изменить порядок по-умолчанию можно с помощью круглых скобок. Выражение внутри скобок всегда вычисляется в первую очередь. В выражении, содержащем операторы разных категорий, арифметические действия выполняются в первую очередь, затем выполняются операторы сравнения и, в последнюю очередь, -- логические операторы. Все операторы сравнения имеют одинаковый приоритет и вычисляются слева-направо. Арифметические и логические операторы вычисляются в следующем порядке: Если умножение и деление встречаются в одном выражении, то операции выполняются в порядке следования слева-направо. Аналогичное правило действует в случае одновременного присутствия операторов сложения и вычитания. Оператор слияния строк (&) не является арифметическим и по приоритету располагается между арифметическими операторами и операторами сравнения. Очередность для логических операторов установлена следующая: Условные выражения применяются для управления порядком выполнения команд программы и позволяют организовать переходы (ветвления) и повторения команд. Как правило, операторы сравнения используются вместе с условными выражениями. Выражение условного перехода If позволяет выполнить ту или иную группу команд в зависимости от результата логического выражения или значения булевской переменной. Для выполнения единственной команды при выполнении заданного условия используется однострочный синтаксис выражения: Dim S
If DatePart("w", Now) = vbMonday Then S = "Понедельник"
Application.MessageBox S, "", vbOkOnly
Обратите внимание, что секция Else в этом случае опущена. Для выполнения группы операторов следует заключить их между ключевыми словами Then и End If. Dim S
If DatePart("w", Now) = vbMonday Then
S = "Сегодня понедельник"
Application.MessageBox S, "", vbOkOnly
End If
Если при выполнении условия требуется выполнить один код, а при невыполнении – другой, то используется синтаксис выражения с секцией Else: Dim S
If DatePart("w", Now) = vbMonday Then
S = "Сегодня понедельник"
Else
S = "Сегодня не понедельник"
End If
Application.MessageBox S, "", vbOkOnly
При необходимости выбора из нескольких альтернатив подойдет синтаксис с конструкцией ElseIf: Dim S, D
D = DatePart("w", Now)
If D = vbMonday Then
S = "Понедельник"
ElseIf D = vbTuesday Then
S = "Вторник"
ElseIf D = vbWednesday Then
S = "Среда"
...
End If
Application.MessageBox S, "", vbOkOnly
Выражения If могут быть вложенными: Dim S, D
D = DatePart("w", Now)
If D = vbMonday Then
S = "Понедельник"
Else
If D = vbTuesday Then
S = "Вторник"
Else
If D = vbWednesday Then
S = "Среда"
Else
...
End If
End If
End If
Хотя количество секций ElseIf в условном выражении не ограничено, интенсивное их использование может привести к запутанному, неудобочитаемому коду. В случае выбора одной альтернативы из множества возможных в зависимости от значения некоторого селектора рекомендуется использовать выражение Select Case. Перепишем пример с днями недели с использованием выражения выбора: Dim S
Select Case DatePart("w", Now)
Case vbMonday
S = "Понедельник"
Case vbTuesday
S = "Вторник"
Case vbWednesday
S = "Среда"
...
Case Else
Err.Raise 32000, "", "Неизвестный день недели"
End Select
Так как выражение селектора вычисляется только один раз, использование Select..Case приводит к более эффективному коду.
Рекомендуется всегда использовать секцию Case Else для отлавливания некорректных или необработанных значений селектора. Довольно часто возникает ситуация, когда код требуется запустить повторно. Для этого следует написать оператор цикла, который повторяет определенные команды снова и снова. Операторы цикла используются во многих ситуациях: при вычислении итоговой суммы по списку чисел, перемещении по записям набора данных или для запуска блока кода для нескольких объектов. Существует несколько циклов, описанных в следующих разделах. Некоторые из них выполняются, пока условие имеет значение Истина, некоторые – пока Ложь. И, наконец, есть такие, которые выполняются заданное число раз. Данный оператор предназначен для выполнения группы команд пока заданное условие Истинно или до тех пор, когда оно не станет Истинным. Проверка условия может осуществляться как в начале цикла: Do [{While | Until} condition]
Loop
так и в конце: Do
Loop [{While | Until} condition]
Команда Exit Do может встречаться неограниченное число раз в теле цикла. Обычно она используется вместе с условным выражением If..Then и позволяет передать управление на оператор, следующий непосредственно за циклом. При использовании Exit Do внутри вложенного цикла, управление перейдет во внешний цикл. Следующий код позволяет заменить игральный кубик: Dim Resp, Num
Do
Num = Int(6 * Rnd + 1)
Resp = Application.MessageBox(Num & " Еще число?", "",_
vbYesNo or vbQuestion)
Loop Until Resp = vbNo
Представляет собой усеченную версию оператора Do..Loop и позволяет выполнять группу команд пока условие Истинно. Синтаксис оператора: While condition
Wend
Обратите внимание, что Exit Do не действует внутри данного цикла. Циклы While..Wend могут быть вложенными. Данный цикл повторяет заданный набор команд указанное число раз. Синтаксис оператора имеет вид: For counter = start To end
Next
Перед стартом цикла переменной counter присваивается значение start. Далее проверяется выполнение условия counter <= end, при step >= 0, или counter >= end, при отрицательном шаге. После выполнение блока команд переменная counter увеличивается на значение step и все повторяется сначала. Изменение счетчика в теле цикла не запрещено, но настоятельно не рекомендуется, так как затрудняет понимание логики программы и ее отладку. Exit For может встречаться в теле цикла произвольное число раз. Циклы могут быть вложенными. Например, такой цикл инициализирует трехмерный массив: Dim A(9, 9, 9)
Dim I, J, K
For I = 0 To 9
For J = 0 To 9
For K = 0 To 9
A(I, J, K) = 1
Next
Next
Next
Оператор цикла For Each..Next повторяет заданный набор команд для каждого элемента массива или коллекции и имеет следующий синтаксис: For Each element In group
Next
Цикл выполняется, если в массиве или коллекции присутствует хотябы один элемент. Exit For может встречаться в теле цикла произвольное количество раз. Проиллюстрируем использование For Each..Next на примере следующего кода, который выводит на экран список файлов из корневого каталога диска с:\ Dim fso, f, f1, fc, s
Set fso = CreateObject("Scripting.FileSystemObject")
Set f = fso.GetFolder("c:\")
Set fc = f.Files
For Each f1 in fc
s = s & f1.name & vbNewLine
Next
Application.MessageBox s, "Файлы на c:\", vbOkOnly
Для экономии памяти и структурирования программы, фрагмент кода, вызываемый многократно в разных местах, может быть оформлен ввиде процедуры. В языке VBScript существуют два вида процедур: подпрограммы (Sub) и функции (Function). Подпрограмма – это последовательность операторов, обрамленная ключевыми словами Sub и End Sub. Подпрограмма может принимать на вход параметры, но не возвращает значения. Функция – последовательность операторов, заключенная между Function и End Function, -- возвращает результат и поэтому может быть использована в выражении. Каждая процедура должна иметь имя, уникальное в пределах модуля. Имена процедур, объявленных в глобальном модуле, должны быть уникальны в рамках всего проекта. Определение подпрограммы и функции имеет следующий синтаксис:
| Private] Sub name [(arglist)]
End Sub
| Private] Function name [(arglist)]
End Function
Public процедуры являются глобальными и доступны во всех скриптах программы. Private процедуры доступны только в том скрипте, где они были объявлены. Если не указано иное, объявленная процедура является общедоступной. Ключевое слово Default может быть использовано только в теле класса и служит для указания метода по-умолчанию этого класса. Список параметров имеет следующий синтаксис: Varname [, ...]
Параметры могут передаваться по значению (ByVal) или по ссылке (ByRef). По-умолчанию все параметры передаются по значению. Константы, результаты вычисления выражений могут быть переданы только по значению. Изменение параметра, переданного по ссылке, приведет к изменению значения наружной переменной. Поясним передачу параметров внутрь процедуры на следующем примере: Sub DoCalculation(ByRef A, ByVal B, ByVal C)
A = C * 2
B = C / 2
End Sub
Sub TestVar
Dim V1, V2
V1 = 1
V2 = 2
DoCalculation V1, V2, 10
" После выполнения процедуры DoCalculation
" V1 = 20
" V2 = 2
End Sub
Переменные, объявленные внутри тела процедуры, являются локальными и уничтожаются по завершении ее выполнения. Значения локальных переменных не сохраняются. Список параметров указывается в круглых скобках при вызове функции или при вызове подпрограммы с помощью оператора Call . Так, вызов процедуры DoCalculation в приведенном выше примере мы могли написать следующим образом: Call DoCalculation(V1, V2, 10)
VBScript позволяет создавать новые классы, которые в дальнейшем мы будем называть VB классами. Вообще говоря, полноценными классами в понимании объектно-ориентированного программирования они не являются, поскольку не поддерживают наследование и, соответственно, полиморфизм. Так что из трех китов, на которых базируется объектно-ориентированная парадигма остается только инкапсуляция - возможность объединять в рамках одной сущности данные и методы. Определение класса осуществляется с помощью следующей конструкции: Class name
statements
End Class
где name - это имя класса, а statements - это одно или несколько определений переменных, свойств, процедур или функций, называемых так же членами класса. Обратите внимание, что в отличие от Delphi, где код определения класса содержит только объявления процедур и функций, в VB классе код членов прописывается прямо в тексте класса. Члены класса могут быть объявлены как Private или Public. Первые видны только внутри кода данного класса, вторые же доступны как для внутреннего кода, так и снаружи. Если переменная или функция (процедура) не содержат явного определения Public или Private, то они считаются общедоступными. Процедуры или функции объявленные как Public внутри блока класса становятся методами данного класса. Переменные, объявленные как общедоступные, становятся свойствами класса наравне со свойствами объявленными непосредственно с помощью конструкций Property Get, Property Let, Property Set. Выше мы уже говорили о том, что поля класса явно или не явно объявленные как Public, становятся его свойствами. Кроме этого, создать свойство класса можно определив специальные функции для считывания значения свойства (Property Get), а также для его присвоения (Property Let или Property Set). Синтаксис определения таких функций следующий:
| Private] Property Get name [(arglist)]
[ name = expression]
[ name = expression]
End Property
Property Let name ( value)
End Property
Property Set name( reference)
End Property
Определив только одну функцию, считывания или присвоения, можно создать свойство, соответственно, только для чтения или записи. Процедура Property Let используется для присвоения простых типов данных, а Property Set для передачи ссылки на объект. Обратите внимание, что все три функции могут принимать на вход произвольный список параметров. Таким образом можно организовать, например, свойства-массивы, передавая в качестве аргумента индекс элемента. Создание экземпляра VB класса осуществляется с помощью оператора New. Dim X
Set X = New classname
Уничтожение ранее созданного экземпляра происходит автоматически по завершении блока кода, где была объявлена соответсвующая переменная и при условии, что на нее нет внешних ссылок. Если необходимо уничтожить экземпляр вручную, то необходимо присвоить значение Nothing переменной.
‘ объявление переменной и создание экземпляра класса
Dim X
Set X = New classname
...
‘ использование экземпляра класса...
‘ уничтожение экземпляра класса
Set X = Notning
...
Событие Initialize происходит при создании экземпляра класса, а Terminate - при его уничтожении. Разработчик может определить свои обработчики данных событий. Ниже приведен пример использования событий создания и удаления объекта: Class TestClass
" Определение обработчика события Initialize.
Private Sub Class_Initialize
MsgBox("TestClass started")
End Sub
" Определение обработчика события Terminate.
Private Sub Class_Terminate
MsgBox("TestClass terminated")
End Sub
End Class
" Создание экземпляра класса TestClass.
" На экран будет выведено сообщение "TestClass started"
Set X = New TestClass
" Уничтожение экземпляра.
" На экран будет выведено сообщение "TestClass terminated"
Set X = Nothing
Что то я совсем убежал вперёд и не рассказал вам про две функции диалоговых окон: MsgBox и InputBox
. В этом очень небольшом уроке я и расскажу про все приблуды к этим двум функциям. Так же существуют и другие способы создания диалоговых окон, но для этого потребуются объекты WSH
, о которых будет разговор в следующих уроках. Самая обычная функция для вывода сообщения. Конечно она сложнее, чем Echo объекта WScript
, но и объект ей не нужен. Параметр Buttons
может одновременно принимать несколько значений. Для того что бы их указать, используется знак «+» или просто использую сумму значений. Значения данного параметра приведены ниже. Стоит отметить, что параметр Buttons
не может принимать несколько значений из одной и той же категории. Данные значения будут просто складываться. То есть, у вас не получится установить несколько наборов кнопок или иконок одновременно. "Урок VBScript №16:
"Функция MsgBox и InputBox
"file_1.vbs
"********************************************************
MsgBox "Привет", 5+16, "Название"
MsgBox "Привет", vbRetryCancel+16, "Название"
MsgBox "Привет", vbRetryCancel+524288, "Название"
MsgBox "Привет", vbAbortRetryIgnore + vbInformation + vbDefaultButton2 + vbSystemModal + 524288, "Название"
MsgBox "Привет", 528706, "Название" "********************************************************
"Урок VBScript №16:
"Функция MsgBox и InputBox
"file_1.vbs
"********************************************************
MsgBox
"Привет"
,
5
+
16
,
"Название"
MsgBox
"Привет"
,
vbRetryCancel
+
16
,
"Название"
MsgBox
"Привет"
,
vbRetryCancel
+
524288
,
"Название"
MsgBox
"Привет"
,
vbAbortRetryIgnore
+
vbInformation
+
vbDefaultButton2
+
vbSystemModal
+
524288
,
"Название"
MsgBox
"Привет"
,
528706
,
"Название"
Помимо этого, функция MsgBox может возвращать результат нажатия кнопок. Его можно присвоить переменной и таким способом определить нажатую кнопку. "********************************************************
"Урок VBScript №16:
"Функция MsgBox и InputBox
"file_2.vbs
"********************************************************
Dim Knopka
Knopka = MsgBox("Нажми на любую кнопку",2,"Заголовок")
If Knopka = 3 Then
MsgBox "Вы нажали ктопку - Прервать"
ElseIf Knopka = 4 Then
MsgBox "Вы нажали ктопку - Повтор"
Else
MsgBox "Вы нажали ктопку - Пропустить"
End If "********************************************************
"Урок VBScript №16:
"Функция MsgBox и InputBox
"file_4.vbs
"********************************************************
Dim Dict, AboutBomb
Set Dict = CreateObject("Scripting.Dictionary")
Dict.CompareMode = 1
Dict.Add "Жёлтый", "Бомба взорвалась!"
Dict.Add "Красный", "Вы обезвредили бомбу!"
Dict.Add "Синий", "Бомба взорвалась!"
Dict.Add "Зелёный", "Бомба взорвалась!"
AboutBomb = InputBox("Обнаружена бомба!!! Какой провод резать: жёлтый, красный, синий или зелёный??","Обнаружена бомба!!!","Вводить цвет провода сюда...")
If Dict.Exists(AboutBomb) then
MsgBox Dict.Item(AboutBomb)
else
MsgBox "У тебя плохо со зрением! Такого провода нет! Бомба взорвалась!!!"
end if "********************************************************
Методы и свойства корневого класса WScript
Методы и свойства класса Shell
Методы и свойства класса Network
Методы и свойства класса FileSystemObject
Сценарий "Удаление старых файлов"
Внешние ссылки
Типы данных
Подтип
Описание
Empty
Переменной не присвоено значение. При использовании неинициализированной переменной в числовых выражениях, будет подставляться 0, а в строковых – пустая строка.
Null
Переменная не содержит данных.
Boolean
Булевская переменная может принимать значения True, или False.
Byte
Целое число в диапазоне от 0 до 255.
Integer
Целое число в диапазоне от -32 768 до 32 767.
Currency
Число с фиксированной точкой в диапазоне от -922 337 203 685 477.5808 до 922 337 203 685 477.5807.
Long
Целое число в диапазоне от -2 147 483 648 до 2 147 483 647.
Single
Число с плавающей точкой одинарной точности. Для отрицательных значений допустимый диапазон
Double
Число с плавающей точкой двойной точности. Для отрицательных значений допустимый диапазон от
Date (Time)
Содержит число, представляющее дату в диапазоне от 1-го января 100 года, до 31 декабря 9999 года.
String
Последовательность символов. Максимальная длина в районе 2-х миллиардов знаков.
Object
Объект.
Error
Номер ошибки.
Переменные
Область видимости и время жизни
Присваивание значения переменной
Скалярные переменные и массивы
Константы
Операторы
Арифметические операторы
Оператор
Пример использования
Описание
^
number ^ exponent
Возводит number в степень exponent. Number может быть меньше нуля только в случае целочисленной степени. Если один из операндов Null, все выражение принимает значение Null. Если несколько возведений в степень выполняются подряд, результат вычисляется слева направо.
*
number1 * number2
Произведение двух чисел. Если операнд имеет значение Empty, то он принимается равным нулю. Если хотя бы один из операндов Null, все выражение принимает значение Null.
/
number1 / number2
Вещественное деление двух чисел. Для операндов действуют правила аналогично оператору умножения.
\
number1 \ number2
Целочисленное деление. Перед вычислением оба операнда приводятся к типу Byte, Integer или Long. В остальном действуют правила как для оператора деления.
Mod
number1 Mod number2
Остаток от целочисленного деления. Приведение операндов к целому, а также правила обращения с Empty и Null, как у целочисленного деления.
+
expression1 + expression2
Если оба операнда числа, результатом является их арифметическая сумма. Если оба операнда строки – слияние (конкатенция) двух строк. Если один операнд число, а другой строка, то строковый операнд будет преобразован в число и прибавлен к числовому. Если хотя бы один из операндов Null, все выражение принимает значение Null. Если оба операнда Empty, результат имеет целочисленное значение 0. Если только один оператор Empty, в качестве результата возвращается значение второго операнда.
-
number1 – number2 или - number
В первом случае возвращает разность двух чисел. Во втором – инвертирует знак числа. Правила для операндов со значениями Null и Empty, как для оператора умножения.
Операторы сравнения
Если
То
Оба операнда числа.
Выполняется сравнение двух чисел.
Оба операнда строки.
Выполняется сравнение двух строк.
Один из операндов число, а второй строка.
Строковый операнд приводится к числу и выполняется сравнение двух чисел.
Один из операндов Empty, а второй число.
Операнд со значением Empty принимается равным 0.
Один из операндов Empty, а второй строка.
Операнд со значением Empty принимается равным пустой строке "". Осуществляется сравнение двух строк.
Оба операнда Empty.
Операнды считаются равными.
Хотя бы один из операндов Null.
Результат принимает значение Null.
Операторы конкатенции
Логические операторы
Exp1
Exp2
And
Or
Xor
Eqv
Imp
True
True
True
True
False
True
True
True
False
False
True
True
False
False
False
True
False
True
True
False
True
False
False
False
False
False
True
True
True
Null
Null
True
Null
Null
Null
False
Null
False
Null
Null
Null
True
Null
True
Null
True
Null
Null
True
Null
False
False
Null
Null
Null
Null
Null
Null
Null
Null
Null
Null
Null
Exp1
Exp2
And
Or
Xor
Eqv
Imp
0
0
0
0
0
1
1
0
1
0
1
1
0
1
1
0
0
1
1
0
0
1
1
1
1
0
1
1
Оператор присваивания
Очередность применения операторов
Условные выражения
Выражение If..Then..Else
Выражение Select..Case
Операторы цикла
Оператор Do..Loop
While..Wend
For..Next
For Each..Next
Процедуры
Выражение Execute
Классы VBScript
Определение свойств класса
Создание и уничтожение экземпляра VB класса
События Initialize и Terminate
Функция MsgBox
Синтаксис:
MsgBox (Prompt[, Buttons][, Title][, Helpfile, Context])
Константы для диалоговых окон (выводимые кнопки):
Константы для диалоговых окон (выводимые значки):
Константы для диалоговых окон (кнопки по умолчанию):
Константы для диалоговых окон (Режим окна):
Другое:
Возвращаемый результат нажатых кнопок (константы):